Приамурье: журавлей выращивают люди
Птенец даурского журавля с именем греческой богини Аэдоны ещё две недели назад была яйцом в инкубаторе. Теперь уверенно держится на длинных ногах, весит больше четверти килограмма и по первому зову бежит на обед, передаёт ГТРК «Амур». Уже через год Аэдона отправится на свободу. В отличие от своих родителей. Местным старожилам длительные перелёты уже не по силам. Сегодня крылатые обитатели питомника в недоумении: почему у вольеров так много незнакомых людей и зачем их сородичей ловят, пеленают, взвешивают и укладывают в ряд.
«Так более удобно для перевозки, чем с верёвками, – поясняет зоотехник Анна Владыкина. – Полностью фиксируем птицу, она более спокойно доезжает».
Пункт назначения – озеро Клюшинское. Для обездвиженных птиц 30-километровая дорога оборачивается стрессом. Оттого и свобода им кажется такой уж привлекательной. «Курс молодого птенца» уже проходили – прошлым летом. Трёхсотграммовых малышей выживать в дикой природе учили зоотехники. Роль журавлиных родителей они давно освоили на «отлично». За последние 10 лет в Хинганском заповеднике поставили на крыло более 130 птенцов-«краснокнижников».
«На уровне инстинкта даже маленький птенчик уже потягивается, машет крылышками, – рассказывает зооинженер Наталья Вершинина. – В основном, птенцы взлетают, когда сильный ветер. Приходится показывать. Мы бежим, зовём их за собой, и частенько первые метры он пролетают за нами».
Эти места по весне облюбовывают японские и даурские журавли, дальневосточные аисты. В прошлом году здесь насчитали свыше 100 пар редких птиц. Покидают наши края они уже в увеличенном составе.
«Аисты прилетают в конце марта, а уже в апреле сидят на гнёздах, – говорит научный сотрудник Хинганского заповедника Михаил Парилов. – А журавли растянуто, в зависимости от того, когда конкретная пара журавлей прилетает. То есть, могут сейчас начать гнездиться, могут попозже. Так же как у людей, не все одновременно детей заводят».
Быть или не быть птицей вольной – покажет первый месяц свободной жизни. Потомства от молодняка в этом году, конечно, никто не ждёт, научились бы обороняться и находить пищу. Тогда билет в журавлиную стаю и, соответственно, на юга, обеспечен.
Как ни странно, но именно человек для этой «молодёжи» сегодня представляет основную опасность. Люди, встречая птиц в дикой природе, из лучших побуждений пытаются их подкормить. Тем самым лишают возможности научиться добывать корм самостоятельно. Журавли становятся ручными. И вместо зимовки в Китае или Корее они снова оказываются в вольере. Так случилось в прошлом году. Трёх журавлей приручили пограничники. А осенью позвонили на станцию реинтродукции. Зоотехникам пришлось ещё год содержать у себя взрослых птиц.

Добавить комментарий