Отмена транспортного налога подстегнёт спрос на отечественные авто?
Согласно нынешнему законодательству, освобождены от транспортного налога владельцы автомобилей мощностью до 70 лошадиных сил. Его не платят инвалиды, которые получили машины через органы соцзащиты, инвалиды 1-й и 2-й групп, герои Советского Союза и ветераны труда, пострадавшие от радиации и облучения в связи с авариями или ядерными испытаниями. В некоторых регионах полностью освобождены от налога или пользуются скидками при его уплате пенсионеры, матери-одиночки, родители в многодетной семье и в индивидуальном порядке граждане, доход которых не превышает прожиточный минимум.
Предложение отменить транспортный налог на два–три года для всех новых отечественных автомобилей выглядит сейчас как полумера. Добавить мотивации выбирающим между иностранными и местными марками такой возможный реверанс от правительства вряд ли сможет. Причина скепсиса — в размере налога. Чем машина мощнее, тем он больше. В случае с российским автопромом все годовые платежи умещаются в несколько тысяч рублей. Это подтверждает и статистика. В многочисленных опросах про самые дорогие статьи расходов на машину транспортный налог находится далеко в конце списка популярных ответов. Многие о нем даже не вспоминают.
Еще один довод в пользу несостоятельности озвученного предложения — статистика продаж. Майский рынок новых машин закрылся с тремя отечественными моделями в числе самых популярных. LADA Granta оставила при себе титул бестселлера, LADA Vesta заняла третье место, а LADA Niva — шестое. Из-за доступных цен наши марки продолжают раскупать даже на рекордно сократившемся рынке. Отмененный налог в этой картине будет приятным дополнением, но никак не существенной причиной для выбора. Тем более у нас к приобретению машины подходят с позиции первого платежа, то есть о дальнейшем ее содержании до сих пор мало кто думает.
Мотивировать людей на покупку отечественного автомобиля скорее могут государственные субсидии и льготные ставки по кредитам. Так, недавно проведённый экспертами «Открытие Авто» опрос подтвердил, что практически половина респондентов купили свой автомобиль в кредит. Программы «первого автомобиля», а также предложения для определенных групп граждан несколько лет подряд подогревали интерес к машинам из льготного списка. Льготное кредитование, таким образом, было и остается мощным рычагом для стимулирования рынка.
Отмену налога можно сделать полезнее, если поднять «бесплатный порог», до которого мощность не облагается обязательными отчислениями. Вариант с льготным периодом по всей стране для машин до 110 л. с. на первые 3–5 лет владения первым хозяином, на наш взгляд, имеет больше смысла для покупателей. Сюда же уместно добавить преференции вроде бесплатной парковки или скидок на проезд по платным трассам. Примерно так некоторое время назад популяризовали электрический транспорт за границей, в ту же сторону двигаются представители отрасли и в нашей стране. Если в будущем производственные площадки других марок останутся в стране, налоговое послабление можно распространить на все машины, собранные в России, а за основу взять ограничение по мощности или стоимость покупки.
Однако мы все же полагаем, что отмена транспортного налога маловероятна по причинам, не связанным с напрямую с автомобильным сегментом. В 2020 году (и много раз до этого) в коридорах власти звучали призывы отменить транспортный налог, переложив его функцию на топливные акцизы. В Минфине такую инициативу отклонили, заявив, что из-за дорогого горючего подорожают все товары. Помимо этого, обязательные налоги за машину пополняют региональные бюджеты и дорожный фонд. Отмена даже части обязательных платежей сильно ударит по инфраструктуре. Еще у транспортного налога хороший коэффициент собираемости, то есть это наиболее стабильный и прогнозируемый источник пополнения казны. Сокращать его для государства невыгодно.
Добавить комментарий