Как санкции сказались на российском типографском рынке?
Весна 2022 года многим запомнится введением в отношении России и российского бизнеса санкций со стороны США и Европейского Союза. Они коснулись в том числе и отечественного типографского бизнеса. Например, уже с апреля нет прямых поставок импортных типографской краски, бумаги, а также оборудования для печати, переплёта и послепечатной обработки полиграфической продукции.
На этом фоне пришлось срочно принимать меры по импортозамещению.
«Бумажная» проблема отрасли
Российское целлюлозное производство способно обеспечить страну бумагой сполна, однако в полиграфическом деле используется белая бумага, прошедшая специальную обработку с помощью реагентов. Согласно ГОСТ только такая отбеленная бумага может использоваться для печати тиражей учебников, книг и другой периодической, научной и художественной литературы. Ранее в издательствах и типографиях использовались импортные реагенты для отбеливания бумаги, поставки которых в связи с вводом пятого пакета санкций Евросоюза ныне прекращены. В результате игрокам типографского бизнеса приходится искать возможности закупки реагентов для обработки бумаги и картона в Китае и других странах Азии, экономические связи с которыми сохраняются.
Дефицит типографских красок
Отечественный типографский бизнес сегодня использует, в основном, печатные станки европейского производства, которые не совместимы с российскими красками. Поэтому расходные материалы отечественного производства ничем не могут помочь оставшимся без западных поставок расходников игрокам типографского бизнеса. Однако отечественные компании не сидят сложа руки, а активно налаживают новые каналы поставки типографской краски из соседних дружественных стран, прежде всего, из Китая. В глобальном масштабе импорт расходных материалов для типографий из этой страны ещё не налажен, по причине чего многие отечественные типографии были вынуждены приостановить свою работу до нахождения новых поставщиков в альтернативных Европе странах. Однако на заключение долгосрочных контрактов на поставку расходников потребуется ещё какое-то время.
Сырьё для самоклеящихся стикеров
Российский типографский бизнес также столкнулся с проблемами поставок сырья для производства самоклеящихся стикеров, которые использует малый и средний бизнес для брендирования самой разной продукции. Да и обычные люди их часто используют для подарков, интерьера или просто для развлечения — печать стикеров очень популярна. Сырьё для такой продукции не производится в России, поэтому отечественные типографии оказались в весьма затруднительном положении в связи с санкциями. Впрочем, некоторым из них удалось найти альтернативу в лице поставщиков из других стран. Например, по словам директора типографии «ФлайКопи» в Санкт-Петербурге Павла Каледина, им удалось найти поставщика в Китае и наладить новый стабильный канал поставки сырья для самоклеящихся стикеров. На сегодняшний день это одна из немногих компаний в отрасли, которой удалось успешно решить проблему отсутствия сырья из Европы и продолжать бесперебойно работать как прежде.
Перспективы развития ситуации
По мнению ведущих участников типографского рынка, проблемы отрасли носят временный характер и уже спустя 2-3 года ситуация более ли менее выровняется. Крупнейшие типографские компании страны коллективно обращаются к властям с просьбой о содействии в вопросе решения проблемы импортозамещения с тем, чтобы сделать отрасль полностью независимой от переменчивой зарубежной бизнес-инфраструктуры, нестабильной политической и экономической ситуации в стране и мире. Только полностью заменив расходные материалы и типографское оборудование европейского производства на отечественные аналоги, можно будет сделать российский полиграфический продукт полностью автономным и доступным по цене.
Добавить комментарий