С «гималайским» творчеством великого русского живописца Николая Рериха знакомятся жители Владивостока
Выставка «Пакт Рериха и Знамя Мира», посвящённая 76-летию «Пакта Рериха или договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», проходит в Доме-музее семьи Сухановых во Владивостоке, сообщает корреспондент ДВ-РОСС.
Сама выставка «Пакт Рериха и Знамя мира» открылась 20 мая. Владивосток «встречает» Рерихов который раз – выставки картин, репродукций и фотографий с картин Николая Константиновича и сына его Святослава Николаевича проводились в музее Арсеньева, в одном из выставочных залов музея ДВФУ. Проведение выставки планировалось на 2010 год, который и является юбилейным, но было перенесено.
Николай Константинович Рерих — русский художник, философ, учёный, писатель, путешественник, археолог – был инициатором и основателем международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников . 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями был подписан договор о сохранении культурных ценностей или знаменитый «Пакт Рериха». Пакт был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента. Этот документ стал первым в истории международным договором о защите культурного наследия, установившим преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью. Он ценен не только в России, но и в Америке, Европе, Азии – во всём мире. Это документ подтверждает существование и сохранность человечного в человеке.
На выставке представлены фотографии картин Н.К. Рериха гималайского цикла, изображения архитектурных сооружений, в композиции которых присутствует знак триединства – «Знамени Мира», придуманного, а точнее взятого из общекультурного пространства, и преобразованного Рерихом. Этот символ встречается во всех культурах мира и не имеет какого-то определённого значения: кто-то считает, что это изображение прошлого, настоящего и будущего, объединённое в контексте вечности; кто-то, что это религия, знание и искусство в кольце вечности. Вот как сам Николай Константинович описывает созданный им знак и его символику в следующих образных выражениях: «… предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.»
По мнению многих людей гималайские пейзажи Рериха имеют какой-то неестественный цвет – на картинах Николая Константиновича горы сияют всеми оттенками синего: начиная от нежно голубого и заканчивая иссиня фиолетовым. Люди, видевшие закаты и рассветы в горах, подтверждают истинность передачи цветов и настроения – торжественности и сакральности.
Деятельность Николая Константиновича Рериха можно считать семенем, из которого выросла вся организация ЮНЕСКО, все международные договоры о сохранении предметов искусства. Семенем, пробуждающим в людях гуманность, человечность, память наконец-таки. Организаторы выставки хотят привлечь внимание общественности к подмене ценностей, обесцениванию культуры, к её значению для человека и человечества. Сейчас это просто необходимо, актуально, как любят говорить чиновники.
Когда я разглядывала фотографии картин, случайно произнесла: «Нужно охранять людей, сохраняющих какие бы то ни было культурные ценности, уж слишком мало их на Земле, а в России и подавно». Моё высказывание показалось экскурсоводу забавным – она улыбнулась. А Рерих бы, очевидно, сказал «Осознание Красоты спасет мир». Идите на выставку и осознавайте.
Мария Мокрицкая
Сына Н.Н.Рериха звали не Сергей, а Святослав!!!
Ой, простите, опечаталась, не Н.Н.Рериха, а Н.К.Рериха. :)