Как отличить перспективный стартап — плюсы и минусы инновационных компаний
Инвестиции могут быть отличным инструментом, чтобы сохранить ваши деньги, но также это отличный инструмент чтобы их преумножить. Одним из наиболее агрессивных инструментов инвестирования являются стартапы.
Это начинающие предприятия, в основании которых, как правило, лежит какая-нибудь свежая, интересная идея, необычный подход к производству, закрытие новой потребности у потребителя. Многие компании, которые сейчас зарабатывают миллионы и миллиарды, когда-то были стартапами.
Мы поговорили с нашим экспертом Александром Орловым о стартапах, и выяснили особенности этого инструмента. Александр рассказал, каковы плюсы и минусы инвестирования в стартапы, как выбрать подходящий, а от каких точно нужно держаться подальше.
Надеемся, что интервью с ним принесет вам пользу.
Почему стоит инвестировать в стартапы?
Плюсы такие:
+ Если выбрать удачный стартап, то можно совершить выгодное вложение: инвестировать небольшое количество средств (обычно стартапам на начальной стадии и не нужно много), а дивиденды получить существенные, если стартап выстрелит.
+ Стартапы есть в абсолютно разных сферах. Интересно, что часто они предлагают что-то кардинально новое, часто ‒ приятное с точки зрения этики, морали, поэтому если вас, например, волнуют проблемы экологии ‒ многие стартапы разрабатывают тему зеленого производства.
+ Благодаря разнообразию направлений, можно выбрать не только такое, какое будет вам интересно, но и применить принцип «держи яйца в разных корзинах» ‒ распределить сумму, которую хотите инвестировать, по разным стартапам, так, чтобы если прогорел один ‒ это по вам не ударило.
+ У стартапов есть потенциал на принесение огромных дивидендов, особенно если выбирать с умом.
+ Найти стартап для инвестирования легко, это можно сделать в интернете, не отходя от монитора.
+ Можно начинать вкладывать даже с небольшой суммы.
+ Высокий спрос на инвестиции, потому что стартаперам, как правило, тяжело заполучить кредит в банке ‒ у них нет гарантий, что бизнес выстрелит.
А почему не стоит, какие есть риски, минусы?
‒ Это довольно рискованный инструмент. Большинство стартапов прогорают на том или ином этапе. По разным оценкам ‒ от 80% до 90%.
Тут возникает интересная ситуация. Если стартап делает ставку на закрытие потребности потребителя, которую еще никто никогда не закрывал (например, у Вайлдберриз было такое: они первые придумали давать клиенту примерить доставленную одежду на дому, причем бесплатно), то есть риск прогореть, потому что разработчики ошиблись с расчётами, и потребность оказалась не так актуальна, как они думают.
Если же стартап запускается в области, где уже много предприятий ‒ конкуренция может оказаться слишком высокой, и вложения не окупятся как у инвесторов, так и у самих разработчиков.
Какие есть варианты инвестирования?
Нет, конечно. Есть разные варианты.
- Быть бизнес-ангелом.
Это значит, что вы ‒ частное лицо, которое вкладывает деньги в стартап, напрямую его владельцам и разработчикам (на языке инвесторов они называются фаундерами). Причем даже в роли бизнес-ангела у вас есть разные варианты действий.
Например, вы можете просто дать денег в обмен на долю в развивающемся бизнесе. Или вы можете вложиться не только деньгами, а предоставить материальные ресурсы ‒ например, базу, на которой фаундер может вести разработки, обеспечить материалы,, можете даже обеспечить важные для фаундера знакомства.
Важный момент: если вашу помощь нельзя пощупать руками и проследить с помощью банковских чеков ‒ очень и очень полезно будет зарегистрировать обязательства фаундера и инвестора (то есть, ваши) юридически.
Потому что, к сожалению, это довольно часто происходит: вкладываешься в бизнес близкого знакомого или даже друга, бизнес прогорает, а друг не может вернуть деньги, начинает напирать «мы же друзья, я думал, ты просто помогаешь как мой товарищ!» ‒ и дружба заканчивается. Сам был свидетелем нескольких подобных очень неприятных историй.
- Вступить в венчурный фонд
Это самые крупные игроки на рынке инвестиций в стартапы. Работают по тому же принципу, что и похожие инвестиционные фонды: вы вкладываете некое количество денег, а профессионалы из фонда решают, куда вложить все полученные средства. Благодаря такой схеме работы, инвестиции получаются весьма выгодными, вы вкладываете сравнительно мало, а приобрести способны очень много.
Учтите, что в обоих случаях потребуется приличная сумма для входа на рынок, желательно хотя бы десять тысяч.
- Краундфандинг.
Это когда молодой проект запускает кампанию по сбору средств на реализацию, например, на Кикстартере, это самая, пожалуй, известная такая площадка на русскоязычном пространстве.
Там самые разные проекты: совсем маленькие, типа «запустить производство мерча малоизвестной музыкальной группы», но есть и большие. Там порог вхождения в разы ниже и модно диверсифицировать риски, распределив средства по разным направлениям и предприятиям.
Учтите, что это довольно рискованно. Это интернет, поэтому мошенничать на краундфандинговых платформах легче легкого; плюс даже не мошенническая изначально компания может пропасть, потому что понимает, что обанкротилась, и не хочет возвращать деньги.
Еще вы можете стать совладельцем будущего бизнеса. Это уже более активные инвестиции. Еще раз подчеркну, что очень важно закреплять все юридически.
Как распознать проект, достойный того, чтобы в него вложиться?
+ Личность лидера. Я считаю, это важно. Этот человек должен а) понимать, что делает; б) не бросить проект на полпути. Часто стартапы прогорают не только по объективным причинам, но и из-за личности лидера ‒ недостаточно волевой, легко впадает в панику, не может брать на себя ответственность.
+ Команда. Тут уже речь идет не только о психологической подоплеке. Важно, чтобы эти ребята понимали, что делают, почему, как и зачем.
Хорошо, если они могут ответить на любые вопросы, связанные с их идеей, идеально, если у части команды есть специализированное образование или опыт работы в сфере, которую они собрались развивать, важно, чтобы между ними не было сильных конфликтов. Если они есть уже на раннем этапе, то потом станут еще острее.
+ Четкое понимание, что конкретно они делают и для чего. Понимание, какие потребности собираются закрывать своим продуктом. Убедительное исследование, что эта потребность действительно актуальна.
+ Лидер уже сейчас осознает, что труд должен оплачиваться, и хорошо платит своим подчиненным. Это хороший знак.
+ Одновременно стратегический план на будущее и умение быстро принимать решения в настоящем, даже если ситуация стремительно меняется.
Соответственно плохой стартап ‒ это противоположность всему вышесказанному. Мутная, непонятная идея, команда из дилетантов, которые конфликтуют между собой, не понимают, что делают, лидер, которому просто захотелось почувствовать себя предпринимателем, а нести на себе риски он не готов.


Добавить комментарий