Top.Mail.Ru

Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь образовали на Колыме 1 апреля 1932 года

Приказом № 287/с ОГПУ СССР от 1 апреля 1932 года, подписанным заместителем председателя ОГПУ Генрихом Ягодой, образован Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь. Структура ИТЛ предоставляла Дальстрою рабочую силу, но изначально не входила в его состав. В 1951 году в Севвостлаге было отмечено максимальное количество заключенных — свыше 170 тысяч человек, сообщает ДВ-РОСС со ссылкой на MagadanMedia.

Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь занимался обслуживанием работ треста «Дальстрой»: разработкой, поиском и разведкой золоторудных месторождений, добычей золота, строительством колымской трассы и даже узкоколейной железной дорогой из Магадана в поселок Палатка.

Уже в мае 1932 года в бухту Нагаева стали прибывать заключенные из других лагерей страны в счет первых 16-ти тысяч, предусмотренных приказом ОГПУ.

В том же приказе было определено место дислокации управления Севвостлага — селение Среднекан, расположенное непосредственно в приисковом районе — на берегу реки Колымы на территории современной Магаданской области, а тогда — Дальневосточного края.

С 1937 года администрация Севвостлага располагалась в поселке Нагаево Дальневосточного края (позднее — город Магадан).

Из дальневосточных портов пароходами заключенные прибывали в бухту Нагаево — магаданскую транзитную зону и в соответствии с заказами приисков и дорожных дистанций по 20–25 человек на машинах отправлялись в ближние (побережье, трасса до 47 км) или дальние (в лагерные подразделения горных управлений) командировки.

Взаимодействием Севвостлага с другими производственными подразделениями и разработкой соответствующих инструкций для лагеря на организационном этапе занимался сектор труда и рационализации Дальстроя.

К 1940 году УСВИТЛ насчитывал 354 лагерных подразделения, разбросанных на огромной территории. Например, в Управлении автомобильного транспорта в 1937 году было 76 лагерных точек, располагавшихся на протяжении 662 км обслуживаемых дорог. В общем числе 67 подразделений не имели оборудованных зон, 116 — вышек, 190 — освещения.

К концу 1952 года УСВИТЛ состоял из 17-ти самостоятельных управлений, 26-ти лагерей и 168-ми лагпунктов, включающих в себя: 347 лагерных подразделений общего режима, 10 лагподразделений строгого режима — 3,7 тысячи человек, 2 подразделения тюремного режима — 318 человек и 9 лагподразделений для каторжан — 3,2 тысячи человек.

Основной производственной деятельностью заключенных Севвостлага была добыча золота и олова.

Кроме того, подразделения Севвостлага занимались добычей вольфрама, кобальта, урана, угля и других полезных ископаемых, геологоразведочными работами, дорожным, гражданским и промышленным строительством, обслуживанием и ремонтом автодорог, работой на промышленных предприятиях и в подсобных хозяйствах, вели лесозаготовки и тому подобное.

В 1932—1941 годах на Колыме было построено 3,1 тысячи км дорог, из которых 902 км — автодороги с улучшенным покрытием. В эти годы на первоочередных и главных участках трассы сосредотачивалось от 6 до 11 тысяч заключенных. Все работы осуществлялись вручную.

«Лагпункты располагались через каждые 10—15 км. Вдоль всей трассы от сопок к дороге были проложены дощатые дорожки, по которым двигались тысячи тачек: к дороге — груженые песком и гравием, обратно к сопкам — пустые.

Колонны с зэками идут по трассе круглосуточно. Отправляют на вновь открытые прииски.

Карамкен — целый палаточный город, окруженный колючей проволокой. Вдоль дороги несколько деревянных домов лагерной администрации. Дорога здесь строилась в двух направлениях. Картина та же, что и раньше — кишащий муравейник людей с тачками. Работают по 12 часов в светлое время», — писал очевидец М.Е. Выгон, прибывший на Колыму по этапу в 1937 году.

Приказом МВД СССР от 16 апреля 1957 года № 0271 Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей было реорганизовано в УИТК МВД РСФСР.

Из интересных фактов стоит упомянуть о том, что заключенным разрешалось собирать и сдавать за определенное премвознаграждение дикорастущие ягоды (бруснику, голубицу, смородину).

Также в этот день:
Для рабочих и служащих Дальстроя 1 апреля 1932 года введена плата за воду (10 копеек за ведро) и за посещение бани (1 рубль с человека).

Объединение местных предприятий Управления снабжения Дальстроя 1 апреля 1935 года реорганизовано в «Торгпищепром».

1 апреля 1936 года начались занятия на первых курсах горного и сельско­хозяйственного отделений Магаданского техникума. В этот же день началось строительство четырехэтажного кирпичного здания сред­ней школы на улице Берзина (ныне проспект Карла Маркса).

При магаданской фабрике-кухне 1 апреля 1938 года стало работать вечернее кафе.

Газета «Магаданская правда» 1 апреля 1963 года сообщила, что художест­венная мастерская Магаданского горпищеторга освоила выпуск световой рекламы, которая ранее завозилась с материка. Разра­ботана и заказана реклама к 25-летию Магадана.

1 апреля 1976 года было принято решение Магаданского облисполкома № 131 об открытии в поселке Усть-Омчуг районного государственного парка культуры и отдыха.

Решением Магаданского облисполкома № 240 1 апреля 1985 года образовано городское хозрасчетное предприятие электрических сетей «Магаданэлектросеть».

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика