Top.Mail.Ru

Вячеслав Аленьков: «Сахалинская область — передовик России в развитии ИТ-технологий»


Зампред регионального правительства рассказал о перспективах отрасли и чему регионы России у нас научились

В последние месяцы Сахалин несколько раз становился местом проведения крупных мероприятий, посвящённых цифровым технологиям и управлению данными. Для многих сахалинцев и курильчан эти темы ещё не знакомы, казалось бы, где наши острова, а где передовые ИТ-технологии. Однако, как показала практика, во многих вопросах именно наш регион находится в передовиках, опыт которых рекомендуется для изучения соседями. О перспективах цифровой трансформации региона и прикладных задачах, которые она решит мы пообщались с заместителем председателя правительства Сахалинской области Вячеславом Аленьковым, курирующим это ответственное направление.

— На Сахалине прошёл первый цифровой форум «Управление регионом на основе данных». Какова была его цель?

— Цель любого подобного мероприятия — обмен опытом, практическими знаниями. Где-то мы учим соседей, где-то сами учимся. У Сахалина, несмотря на географическую оторванность, сформировалась своя школа цифровизации — это и ИТ-специалисты, и готовые программные решения, и цифровизация отдельных проектов и даже целых отраслей. Разумеется, в какой-то момент любое замкнутое развитие упрётся в «потолок», поэтому и возникает необходимость проведения таких мероприятий. Форум объединил людей, которые работают в сфере цифровых технологий. Это руководители цифровой трансформации регионов — замгубернаторы и министры цифры в регионах, руководители цифровой трансформации в министерствах, а также представители бизнеса. Последние предлагают качественные решения для перехода на отечественное программное обеспечение. Сейчас, в свете нарастающего санкционного давления, а также понуждения компаний, которые давно присутствовали на нашем рынке, выйти с него, тема импортозамещения ПО становится одной из ключевых для страны.

Сам форум тоже был организован с применением определённых новшеств. Мы отказались от скучных и набивших оскомину форматов больших лекториев и показа презентаций в общем зале. Всех участников разделили на восемь групп и на протяжении двух дней они посещали разные цифровые проектные офисы. Потом группы по круговому принципу меняли проектные офисы — эдакая револьверная система. Тем самым за короткий срок смогли познакомиться со всеми практиками профильных министерств: здравоохранение, соцзащита, образование, ЖКХ, энергетика, строительство и инвестиции. Помимо министерств была показана работа Ситуационного центра губернатора и работа администрации города Южно-Сахалинска.

После знакомства с работой офисов мы собирали обратную связь от участников: что им понравилось, что бы они взяли в свой регион и какая практика есть у них для улучшения работы органов власти Сахалинской области, а также повышения качества жизни островитян

— Сколько специалистов прибыло на форум?

— На форум приехало практически 200 участников — коллеги из региональных органов власти и федеральных структур. 60 субъектов России, а также более 50 компаний, которые предлагают отечественные решение в области информационных технологий. Принципиально важно, что участие в форуме приняли и сахалинские кадры. Были как представители различных органов власти, в обязанностях которых входят цифровые процессы, так и люди из реального сектора экономики, предлагающие готовые решения для власти и бизнеса. Форум дал возможность им тоже лучше понять актуальные тренды и логику, которую хотят видеть потенциальные заказчики в их продуктах.

— Какие региональные практики отметили участники? Чтоб бы они взяли в свои субъекты?

— По линии Ситуационного центра губернатора понравилась практика Школы управления данными. Участниками Школы являются госслужащие. Они описывают по стандарту свои процессы для того, чтобы выявить в каких моментах можно сократить время на выполнение рабочих процессов. Ярким примером является сокращение срока газификации частного дома. Время от момента подачи заявления до запуска голубого топлива сократили со 189 дней до 64. Также понравилось мобильное приложение «Острова.65», которое помогает жителям области в различных ситуациях. Стоит упомянуть сайт Доступная-цена.рф — в режиме реально времени можно собрать потребительскую корзину и узнать где можно приобрести продукты по минимальной цене.

Наш «Безопасный город» помогает поддерживать безопасность на улицах области. Также в него включены датчики пожаров, землетрясений, автоматические шлагбаумы и многое другое. Работает система распознавания лиц в местах массового скопления жителей. Пожалуй, это один из самых простых и понятных примеров пользы цифровизации и высоких технологий в повседневной жизни. Благодаря камерам и обработке данных появилась возможность быстро, буквально по горящим следам, раскрывать преступления. А понимание неотвратимости наказания сократила и общее количество противоправных поступков. Если безнаказанность порождает вседозволенность, то неотвратимость наказания, напротив, максимально дисциплинирует.

Система оценки деятельности руководителей (ключевые показатели эффективности (КПЭ) органов власти) показывает какие задачи стоят перед всеми руководителями в государственных органах Сахалинской области, какой план необходимо достичь и предоставляется полный отчёт о проделанной работе. Такая практика введена губернатором Валерием Лимаренко для улучшения качества работы. Фактически, каждый госслужащий, даже я сам, имеет чёткие показатели, на которые должны ориентироваться. Справился и достиг их — молодец, нет — последуют выводы. С теми, кто систематически не выполняет планы, правительство расстаётся, давай возможность карьерно вырасти более мотивированным и дисциплинированным людям. Важно, что все показатели направлены на улучшение качества услуг для жителей и предпринимателей.

— Что из сферы здравоохранения больше запомнилось участникам форума?

— В Сахалинской области отсутствуют регистратуры — это больше всего поразило коллег. При этом у нас запущена единая линия 1-300, в которую можно позвонить в любое время, включая выходные и праздничные дни, записаться на первичный приём к специалисту в медучреждение. По сути, это и есть единая регистратура для всех больниц и поликлиник области. Её сотрудники видят вашу историю болезни, знают, куда вас лучше направить и что потребуется для эффективной организации лечения. Если по прописке отсутствуют свободные врачи, то предлагают варианты с других поликлиник. Ранее, если не было свободных талонов, человек перезванивал самостоятельно и пытался найти свободное время у врача. С запуском листов ожиданий, даже если нет талонов, человеку перезванивают, когда у специалиста высвобождается время. Эти меры позволили получить медицинскую помощь большему количеству людей, снизив остроту кадровой проблемы в сфере здравоохранения.

Чтобы получить обратную связь от пациентов мы запустили голосовой помощник с искусственным интеллектом. Он звонит и просит оценить приём и врача. Если оценка не удовлетворительна, помощник расшифровывает голосовой звонок в текст и направляет в министерство для принятия управленческих решений. Все данные попадают на интерактивную панель, где можно посмотреть средние оценки по медучреждению и по каждому врачу в отдельности.

Оценили удобство системы «видео-врач». В назначенное время через защищённый сервис министерства здравоохранения Сахалинской области происходит видео вызов между пациентом и врачом. После общения результат протокола можно будет скачать вместе с назначенным рецептом.

— Какие практики были интересны по линии социальной защиты?

— Налаженный процесс авансирования за твёрдое топливо — уголь. Такой механизм был предложен, чтобы поддержать небогатые семьи, для которых трудно изыскать разово необходимую сумму на подготовку к зиме.

Упростили процесс получения продуктовой корзины. Раньше её формировали социальные магазины самостоятельно и бывало так, что добавлялись продукты, которые семьям не были необходимы. Например, кормящим мама необходимы были каши вместо консервов. Сейчас существует счёт, на который поступят деньги от социальной защиты области. Житель самостоятельно покупает необходимую корзину продуктов. В ближайшем будущем доступ к балансу таких счетов будет и у пользователей приложения «Острова.65». В любой момент они смогут посмотреть, сколько осталось средств и там же, в приложении, найти торговые точки с лучшей ценой.

Дополнительно заинтересовала практика бесплатного посещение водных аттракционов по единой карте сахалинца для детей. Как показала практика — это наиболее востребованная социальная поддержка в области.

— Что может предложить строительная сфера для участников форума?

— Мы показали цифровой график производства строительства в регионе. В нём отражены все стройки области с подробной отчётностью: управление планом, фактом и отклонением по строительству, акты выполненных работ, фото, видео, 3D модели объектов и многое другое. Каждый этап строительства фиксируется и заверяется участниками. Цель, которую мы добивались, внедряя цифровизацию отрасли, ускорение строительства. И успехи в этом вопросе есть. Конечно, сделать работу строителей более быстрой или технологические процессы более компактными невозможно, зато на этапе подготовки и получения разрешительных документов удалось серьёзно сократить сроки. Бизнес реализует свои проекты быстрее, следовательно, несет меньше расходов. Южно-Сахалинск занимает третье место в России по темпам строительства на одного человека.

— Какие ещё офисы посетили участники форума «Управление регионом на основе данных»?

— В цифровом офисе Центра управления инженерной инфраструктуры показали сервис по обеспечению населения твёрдым топливом. В прошлом году в Сахалинской области были проведены мероприятия по централизации поставок угля и налаживанию контроля. Теперь все поступающие заявки от сахалинцев и курильчан вносятся в единую систему. На контроле все участники процесса — от оператора горячей линии до поставщика угля. Это сделало поставки более открытыми и прозрачными. Дополнительно продемонстрировали использование сервиса учёта и управления бизнес процессами в рамках реализации социальной программы социальной догазификации.

В администрации Южно-Сахалинска коллеги познакомились со стандартом цифрового управления муниципалитетом. Он включает в себя: мониторинг объектов дорожной инфраструктуры и коммунальной техники, информационно аналитическую систему управления градостроительным развитием территорий, цифровой двойник города и много другое. Через последний инструмент можно посмотреть, как город выглядел раньше и как он будет выглядеть — в него вносятся данные о текущих и будущих стройках. Это позволяет оценить облик островной столицы и заранее планировать коммуникации, дороги и другие инженерные процессы.

Министерство образования показало систему «Сетевой город» — полная отчётность по обучению детей с оценками и заданными домашними заданиями. Регулярно проводятся опросы среди родителей по удовлетворённости образованием. На основе полученных данных собирается отчётность по каждой школе и каждому преподавателю. Сервис «Социальный магнит» позволяет бронировать спортивные залы школ жителям для занятия спортом, если в них не проходят школьные уроки. «Навигатор карьеры» помогает учителям повышать свои компетенции в образовательной деятельности.

В ИТ-Парке Сахалин показали Центр искусственного интеллекта, который открыло правительство, совместно со Сбером и Сахалинским государственным университетом. Также посетили цех по производству беспилотных летательных аппаратов для нужд Сахалинской области.

Безусловно практик, которые мы показали, было больше. Это перечислены самые яркие и запомнившиеся нашим коллегам.

— После посещения всех офисов — какой был итог?

— На подведении итогов форума заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Олег Качанов рассказал про сложности соединения региональных информационных систем с федеральными. Коллеги из федеральных структур пообещали наладить процесс взаимодействия и обмен данными.

Также было сказано про определение общих принципов работы с данными, рекомендовано проработать вопрос возможности использования ПО уже разработанного на федеральном уровне в целях единообразия работы с данными и эффективности использования бюджетных средств. Механизм обязательного предоставления данных ресурсоснабжающими организациями, в том числе в целях обеспечения прозрачности и оперативности предоставления услуг по технологическому присоединению.

Ну и, разумеется, главным итогом, по моему мнению, стало то, что наши островные специалисты оказались встроены в общероссийскую дискуссию, получили полезные контакты с другими регионами и представителями федеральных органов власти, смогли вживую обсудить свои идеи с теми, кто уже реализовывал крупные проекты в масштабе всей страны.

Автор: ИА АСТВ

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика