В Музее истории Дальнего Востока имени Арсеньева во Владивостоке открылась выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия»
В последний день зимы в Музее истории Дальнего Востока имени Арсеньева открылась выставка «Древний Египет. Искусство бессмертия». Государственный музей изящных искусств имени Пушкина впервые вывез свои экспонаты так далеко: саркофаг и элементы декора мумий, статуи и рельефы, ритуальные предметы и украшения, передает ДВ — РОСС.
Но это, говорят кураторы, лишь обрамление главного – 3D-реконструкции облика древних египтян. По сути это «ожившие мумии». Подлинные в Приморье везти не стали, в том числе и по этическим соображениям – зачем тревожить. Выставка – не столько о смерти, сколько о жизни. Экскурсии начнутся в субботу, 2 марта.
Полумрак, тишина и 86 экспонатов в нескольких залах. Вход в каждый оформлен, как в гробницу – портал из «каменных» плит цвета песка где-то недалеко от Нила. Несколько дней назад груз со всеми предосторожностями привезли во Владивосток на Светланскую, 20. А в четверг, 29 февраля, кураторы, сотрудники музея имени Пушкина, провели первую экскурсию – для журналистов.
Здесь четыре раздела, освещающих представления египтян о бессмертии и вечной жизни. Деревянный расписной саркофаг, канопы (ритуальные сосуды), рельефы, статуи и статуэтки, фрагменты декора мумий, бронзовая пластика, предметы художественного ремесла и амулеты. Люди, животные, боги. Огромный мир, ушедшая цивилизация, из которой вырастали другие.
Египтяне представляли вечную жизнь после смерти очень материально. Нужно было сохранить тело, построить гробницу, наполнить её важными для жизни предметами. Конечно, элементом этого мира была мумия. Плоть усопшего должна была оставаться нетленной и с помощью ритуала преобразиться в вечное тело, подобно богу Осирису. В разделе, рассказывающем об этом, есть расписной деревянный саркофаг, принадлежавший египтянину по имени Иретхоререру. Больше о нём ничего не известно. Кто он, как жил? Ясно, что был человеком состоятельным, который мог позволить себе такое «путешествие».
Вечная жизнь в загробном мире представлялась египтянам ещё более прекрасной, чем земная. Отсюда множество наполнявших гробницы красивых предметов. И образ прекрасной египтянки, неразрывно связанный с представлениями о красоте, молодости, жизненной энергии, чувственной любви, внешней привлекательности, продолжении жизни.
Практически все экспонаты – из запасников, за исключением одного саркофага. Но суть, ядро выставки – она посвящена исследованиям древнеегипетских мумий. В них участвовали специалисты разных отраслей науки, от физики до искусствознания, и это первый такой междисциплинарный проект в стране. А результаты представлены здесь, во Владивостоке. Ради этого выставка и была придумана. А вещи, подлинные экспонаты создают контекст, ауру, настроение.
В чём заключались исследования? Поначалу мумии вывезли из музея имени Пушкина в НИЦ «Курчатовский институт». Отсканировали в компьютерном томографе. Потом взяли отдельные фрагменты из разрушенных мумий для химических и генетических исследований. Всего отсканировали 10 целых мумий людей, несколько мумий животных и фрагментов мумий. Ну а дальше подключился Институт этнологии и антропологии РАН, рассказывает старший научный сотрудник отдела Дальнего Востока музея имени Пушкина Ольга Дюжева:
«Всем хочется увидеть настоящие лица, которые обладают особой магией. Эти две реконструкции – не просто мультик для развлечения, а результат длительной работы. Это реконструкция, проведённая научным сотрудником Института этнологии и антропологии РАН Равилем Галеевым. Он работает в лаборатории Герасимова. Методика старая – воссоздание облика давно минувших людей по костным останкам. А Равиль поработал с ней на совсем другом материале – это древнеегипетские мумии. Это уникальная вещь. И то, что это всё сюда приехало, просто невероятно. У нас, в нашей стране, появился специалист, который теперь умеет это делать. Прежде никто с этим не работал. Хотя мы не первопроходцы – мы подключились к общемировой музейной традиции».
3D-реконструкции разместили в совсем небольшом, камерном зале, и от этого процесс выглядит ещё более таинственным. В полумраке, на двух ярких экранах на наших глазах «оживает» мумия – от её настоящего вида до вполне себе человеческого. Виртуально разворачиваясь в облаке золотистых песчинок, скелеты обрастают мышцами и кожей, на них появляется одежда, чёрные вьющиеся волосы. Это молодая женщина 20-25 лет и мужчина 30-40 лет. Жители исчезнувшей цивилизации долины – жилистые и смуглые. Их рост был 160 сантиметров – обычный для людей той эпохи. Но здесь, в 3D-реконструкции, они меньше.
Директор музея имени Пушкина Елизавета Лихачёва объяснила, почему выбрали Владивосток:
«Когда выбираешь музей или зал под выставку, смотришь условия – есть определённые требования и к сохранению, и к условиям показа. В нашей стране довольно мало залов, куда можно привезти древнеегипетский саркофаг или кусок ткани. Условия – соответствующее освещение, соблюдение температурно-влажностного режима и так далее. Владивосток – один из городов, где во многом благодаря усилиям местных музейщиков эти условия есть. Поэтому, выбирая, куда везти, мы рассматривали два подходящих для этого города – Владивосток и Хабаровск. Почему всё-таки Владивосток? Потому что море».
Источник — Новости VL.ru
Добавить комментарий