Теплоход «Булгария» затонул на Волге: вода кипела от количества тонущих людей
Мы подошли, когда «Булгария» уже затонула
Теплоход «Булгария» совершал двухдневный круиз по маршруту Казань–Болгар–Казань. Билеты на тур выходного дня стоили относительно дешево. Каюта люкс с питанием – 5000 рублей, место в трюме без питания – 1250. На теплоходе ведущие устраивали для взрослых развлекательные шоу и конкурсы. С детьми в игровой комнате работали аниматоры… – Наш теплоход стоял в Булгарах вторым бортом, – рассказал «Собеседнику» директор круиза теплохода «Арабелла» Ален Гаврилов. – Первой была «Булгария». Уже тогда был заметен сильный крен на один борт. Мы отошли спустя 2 часа после нее, а к месту трагедии подошли где-то в 13.45. У нас был обед, ко мне подошел один из туристов и сказал, что нужно объявлять тревогу – человек за бортом. Я подумал, кто-то из наших туристов упал за борт, побежал, никого не вижу – «Булгария» к тому времени уже затонула. А там на плотиках и буйках сидели люди, много. Шлюпки плавали и плавали за пострадавшими, потом мы специально послали моторку – чтобы убедиться, что собрали всех. Только одной семье (папа, мама и ребенок) удалось спастись целиком, в остальных обязательно кто-то погиб… Среди спасенных были и члены экипажа (там, кстати, семьями работали люди), но капитана мы не нашли… У некоторых людей были рваные раны, у некоторых – сломанные ключицы… Все – в шоке, у кого-то потом начались истерики… Это было страшно. Гаврилов лично разговаривал со многими спасенными, но так и не понял, что же на самом деле с «Булгарией» произошло.
Без срока годности
Затонувший теплоход проекта 785 построили в Чехословакии еще в 1955 году. То есть «Булгария» была, мягко скажем, не девочка. Конечно, ее привели в благопристойный вид, припудрили, оборудовали вип-каюты, сауну и игровую комнату для детей. А вот до двигателей руки не дошли (те постоянно глохли). Да и спасательных шлюпок на судне был недобор – вместо положенных четырех только две.
С 1955 по 1958 год по аналогичному проекту построили 36 теплоходов. Конечно, многие из них сегодня уже списаны или используются как суда на приколе, но четыре все еще ходят по рекам: «Петр Алабин» (1954 г.), «Римский-Корсаков» (1956 г.), «Композитор Глазунов» (1956 г.) и «М. Ю. Лермонтов» (1958 г.).
– Нельзя говорить, что с судами этой серии может повториться подобная трагедия из-за их конструктивной идентичности, – считает технический директор ОАО «Самарский речной порт» Николай Дрынкин. – А разговоры о том, что у «Булгарии» не было внутренних водонепроницаемых переборок, вообще – пустая болтовня. У «Петра Алабина», например, есть перегородки – шесть или семь. А это суда одного проекта.
Если дело не в проекте, то, может, в возрасте?
– Дело не в годе постройки, а в том, когда у судна была реконструкция, – объяснил «Собеседнику» гендиректор «Агентства круизных путешествий» Игорь Смолин. – Некоторые компании проводили такую в течение 2000-х. Речь, конечно, о крупных фирмах. Мелким под силу только косметический ремонт. Он может стоить в районе полумиллиона рублей, а эти деньги легко окупаются за месяц. Спрос на речные круизы большой, и компании-фрахтовщики могли бы вкладываться щедрее. Но они боятся потерять прибыль, и это оборачивается трагедиями.
Официальной версии причины катастрофы пока нет. Возможно, потому, что причин было несколько. Основная из них – неисправность «Булгарии» (один из ее двигателей барахлил).
– По свидетельским показаниям, судно уже вышло в плавание с креном на правый борт. И когда теплоход совершал маневр (в этом месте Волги фарватер меняет направление), его просто захлестнуло боковой волной. На плаву он находился порядка 8 минут, после чего затонул, – рассказал «Собеседнику» глава Приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин. – Кроме этого, на «Булгарии» по техническому регламенту могло находиться не более 120 человек, а плыло почти 200. Налицо перегруз.
Плюс к этому на пожилом теплоходе отсутствовала система кондиционирования, поэтому все двери и иллюминаторы были открыты даже во время сопровождавшего катастрофу шторма. Через них-то волна и могла хлынуть в трюм.
Впрочем, часть этих версий эксперты опровергают. И погода была хоть и плохая, но не критичная. И с неисправным двигателем судно в худшем случае остановится, но не перевернется. И опасными могут быть лишь открытые нижние иллюминаторы (были ли они открыты, пока неизвестно).
– Говорить о перегрузке вообще не стоит. Круизный теплоход может взять на борт и 300 пассажиров. Из них членов экипажа, обслуживающего персонала обычно бывает треть – около 90 человек. То есть на затонувшем теплоходе избытка пассажиров не было, – заметила зам. гендиректора круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова. – Что касается технического состояния, то, к сожалению, у нас многие круизные суда эксплуатируются по 50 лет. И это головная боль для транспортников. Заказывать новые суда даже наша компания не может себе позволить, не говоря уже о тех, что поменьше. При сезоне навигации в России в 4–6 месяцев и при наших ценах на речные круизы окупать новое судно мы будем лет 25. Даже поддерживать суда в нормальном состоянии – это большие деньги. Не исключено, что некоторые компании на этом экономят. Хотя круизные теплоходы принимаются специальными службами достаточно строго, и ежегодно судно проходит техосвидетельствование. Раз в пять лет его поднимают в доке, осматривают днище.
– Как такового понятия «срок годности» у судов нет, – пояснил «Собеседнику» зам. начальника отдела безопасности департамента морского и речного транспорта Минтранса Андрей Новиков. – Важно соответствие ГОСТам – по толщине обшивки, по величине зазоров и т.д. А за соблюдением эксплуатационных требований отвечает Ространснадзор. Он может проверить документы у экипажа и у судна, и только визуально (!) оценить его техническое состояние. За безопасность судна отвечает капитан. Из порта оно выходит примерно так: команда сама проводит осмотр, и потом капитан рапортует: «Выхожу, на борту столько-то человек, судно технически исправно». Представители Ространснадзора, как уже было сказано, перед выходом в рейс проверяют в основном документы.
По неофициальной информации, в этот раз «Булгария» даже не заявляла, что выходит из порта…
«Хромая лошадь»-2
Пообщаться со Светланой Имякиной, директором казанской компании ООО «АгроРечТур», которая эксплуатировала «Булгарию», не удалось. В офисе шла выемка документов. Накануне бизнес-леди уверяла, что в момент совершения рейса судно было полностью исправным. Да и «АгроРечТур» взяло теплоход просто в аренду, а его настоящий владелец – пермское ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство».
Но в пароходстве от затонувшего корабля тоже открестились.
– Теплоход работал в Казани, и за его безопасность отвечает арендатор, – заверил нас начальник службы пассажирских перевозок компании Владимир Судаков. Получается, никто ни за что не отвечает.
Поговорить с гендиректором ОАО тоже не получилось. Еще в воскресенье Валерий Незнакин со всеми документами вылетел в Татарстан. Пока без личных вещей.
При этом председатель совета директоров и основной владелец пароходства Михаил Антонов (его Antonov Group-F.Z.E. принадлежит 52,25% акций ОАО) в конце 90-х в СИЗО уже побывал. Его обвиняли в том, что он пытался передать корабли пароходства «в собственность и безвозмездное пользование подконтрольных себе структур» (то есть, выводил из компании имущество и прибыль), но дело было закрыто после того, как Антонов побещал исправиться и «перестал быть общественно опасным».
Впрочем, дела в пароходстве изменились к лучшему не сильно. Судя по отчетностям конца прошлого года, ОАО несет многомиллионные убытки, тогда как Антонов слывет в Перми олигархом и даже владеет самолетом. Сейчас следствие должно разобраться, почему у олигарха есть деньги на самолет, а не на ремонт старых посудин. И это дело обещает стать продолжением сгоревшей в той же Перми «Хромой лошади».
Над полосой работали: Олег Ролдугин, Елена Скворцова, Екатерина Гужева, Екатерина Барова, Лиана Налбандян, Ксения Мосолова, Сергей Пустовойтов, пишет [ www.ptr-vlad.ru ].
Добавить комментарий