Бизнес-омбудсмен рассказала о системных проблемах для бизнеса в Приморье
На апрельском заседании Законодательного Собрания она представила ежегодный отчет о своей деятельности, где дала оценку деловому и инвестиционному климату в регионе, обозначила системные проблемы, мешающие развитию бизнеса, и предложила пути их решения.
В прошлом году в адрес правозащитного института поступило рекордно малое количество обращений – 346. Снижение этого показателя на 20 процентов по сравнению с 2022 годом, по мнению бизнес-омбудсмена, свидетельствует о том, что приморскому бизнесу удалось адаптироваться к экономической ситуации, сложившейся из-за введения санкций со стороны недружественных стран.
Кроме того, количество жалоб уменьшилось благодаря продлению моратория на проведение контрольно-надзорных мероприятий и межведомственной работе по снижению необоснованной административной нагрузки на бизнес, которая велась в регионе с контрольными органами и прокуратурой. Основное сокращение количества проверок, проводимых федеральными контрольными органами, произошло в 2022 году, когда число плановых мероприятий по отношению к 2021 годом уменьшилось в 4,4 раза, а внеплановых – в 6,2 раза. В прошедшем году эти показатели снизились еще на 5 и 4,4 процента соответственно. Что касается региональных контрольных мероприятий, то плановых проверок не проводилось, количество внеплановых – уменьшилось на 8 процентов. При этом в работе контрольных ведомств произошло смещение приоритета на профилактику нарушений. Доля таких мероприятий составляет от 65 до 99 процентов.
В числе других причин, повлиявших на статистку обращений предпринимателей к бизнес-омбудсмену, — активное использование механизма досудебного урегулирования проблемных вопросов в рамках «Часа инвестора», а также повышению качества регулирования в сфере размещения нестационарных торговых объектов.
Одним из основных поводов для обращения к уполномоченному стал резкий рост тарифов на электроэнергию в первом квартале 2023 года. Содействия в решении этой проблемы просили 21,5 процента заявителей. До 12 процентов увеличилась доля обращений, связанных с земельными и арендными правоотношениями. При этом чаще всего жалобы поступали от субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), решивших воспользоваться преимущественным правом выкупа арендованного имущества, и резидентов Свободного порта Владивосток, которые получили в аренду для реализации инвестиционных проектов земельные участки, расположенные в границах территорий комплексного развития или отнесенные к санаторно-курортной зоне. Также отмечен рост обращений в сфере уголовного преследования (10 %), таможенных правоотношений (6,5 %), антимонопольного законодательства (2 %). Большое число жалоб, связанных с получением государственной поддержки на восстановление бизнеса, направили предприниматели, пострадавшие во время наводнения.
В пользу заявителей удалось решить более 60 процентов обращений, в которых было выявлено нарушение прав предпринимателей. Среди примеров положительного решения вопросов по жалобам – приведение к единообразию требований к оформлению таможенных экспортных деклараций, отсутствие которого негативно сказывалось на деятельности компаний, занимающихся экспортом зерновых, особенно таких крупных, как «Легендагро». При содействии уполномоченного двум фермерам-заявителям были возвращены первоначальные ставки по кредитам, двум социальным предпринимателям предоставлены субсидии. В результате работы над одним из обращений по поводу необоснованного отказа в выдаче разрешения на строительство впервые в Приморском крае было возбуждено и доведено до суда уголовное дело в отношении должностного лица по ст.169 УК «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и иной деятельности».
Отвечая на вопросы депутатов, Марина Шемилина также сообщила, что в 2023 году по итогам рассмотрения ее обращений по вопросам соблюдения прав предпринимателей органами прокуратуры были применены меры прокурорского реагирования в 6 случаях, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Как отметила в своем докладе бизнес-омбудсмен, второй год подряд в Приморье растет число субъектов МСП. На начало нынешнего года в крае насчитывалось 87 970 участников предпринимательской деятельности, что на 3 023 больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Также за прошедший год произошло значительное увеличение числа самозанятых граждан. Сегодня налоговый режим, который позволяет решать проблему вывода из тени граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отдельных сферах без найма рабочей силы, используют 87 тысяч приморцев или на 50 процентов больше, чем годом ранее. Что делает Приморье лидером по этому показателю среди регионов Дальнего Востока.
Тенденция роста количества субъектов МСП, считает Марина Шемилина, говорит о системной работе в регионе по повышению качества бизнес-климата. Реализуемые краевыми институтами развития предпринимательства меры поддержки позволили по итогам 2023 года не только сохранить, но и улучшить показатели развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Вместе с тем в ходе отчета были озвучены системные проблемы, негативно влияющие на развитие бизнеса в регионе. Как показали опросы предпринимателей, одной из наиболее острых для них является дефицит кадров. О проблеме, включающей в себя не только нехватку квалифицированных работников, но и высокие налоги на фонд оплаты труда, заявила половина опрошенных представителей МСП.
Несколько лет предпринимательское сообщество поднимает проблему, связанную с получением разрешения на экспорт ясеня маньчжурского и дуба монгольского – сертификата СИТЕС. Процедура, введенная в 2014 году для борьбы с незаконными рубками ценных пород и защиты ресурса, превратилась в административный барьер для ответственных лесопользователей. Долгое время не решается вопрос о регулировании процедуры включения нестационарных объектов (НТО), в которых осуществляется предпринимательская деятельность в сфере бытовых услуг, в схему размещения НТО. В действующем федеральном законодательстве соответствующая прямая норма отсутствует. Для предпринимателей, работающих в сфере придорожного сервиса, стала актуальной проблема доступа к их объектам: существующие съезды к ним, разрешения на которые не были оформлены надлежащим образом, зачастую ликвидируются в результате ремонта или реконструкции автодорог.
Всего в докладе уполномоченного перечислено 14 системных проблем. Для их решения, а также снижения административного давления на бизнес и улучшения показателей Приморья в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата бизнес-омбудсменом подготовлено 25 предложений, адресованных как на федеральный, так и региональный уровень органов исполнительной и законодательной власти.
Подводя итог рассмотрению представленного отчета, председатель комитета по экономической политике и собственности Джони Авдои отметил эффективную работу регионального института уполномоченного по защите прав предпринимателей.
«Без преувеличения могу сказать, что работа бизнес-омбудсмена способствует развитию в крае предпринимательства, решению проблем, особенно малого и среднего бизнеса. К сожалению, не все вопросы, с которыми обращаются предприниматели, уполномоченный может решить, ведь зачастую для этого необходимы усилия федеральных органов власти. Тем не менее от многих представителей бизнес-сообщества слышал положительные отзывы о деятельности правозащитного института. Этому соответствуют и итоги опроса приморских предпринимателей: почти 74 процента респондентов положительно оценили работу уполномоченного», — сказал депутат.
Добавить комментарий