«Ушедших в туман» с 1930 по 1960 годы в Приморье военных летчиков помнят и чтут во Владивостоке
Искореженные детали фюзеляжа, закопченные номерные таблички, обгоревшие погоны и значки – это не декорации фильма-катастрофы, а предметы из экспозиции выставки «Ушедшие в туман» в Музее им. В.К. Арсеньева во Владивостоке. Выставка посвящена памяти летчиков погибших и пропавших без вести на территории Приморья в 1930-1960 годы и деятельности молодёжного отряда «АвиаПоиск» пишет корреспондент ДВ-РОСС.
В 1932 году, когда были созданы военно-воздушные силы Тихоокеанского флота, на советском Дальнем Востоке почти не было авиации. Поэтому летные экипажи и технику начали переводить из западных регионов страны. «Боевое крещение» авиация Тихоокеанского флота прошла в 1938 году, во время ожесточенных боев у озера Хасан, однако катастрофы начали происходить гораздо раньше этих событий. Еще в довоенное время, в Приморском крае, для защиты дальневосточных рубежей, было размещено большое количество авиаполков с новейшим в ту пору оборудованием и новыми самолетами. Сюда стремились летчики, штурманы и стрелки со всего Советского Союза, но они оказались не готовы к полетам в новых климатических и рельефных условиях. Первая катастрофа произошла в 1934 году.
— С чем связаны были катастрофы? — рассказывает корреспонденту ДВ-РОСС сотрудница музея Виолетта Уварова. – Дело в том, что большинство летчиков получили опыт налета в центральных областях Советского Союза с сухим, жарким климатом и равнинным ландшафтом. Здесь же, в условиях морского климата, десять месяцев в году стоит туман, и, попадая в его «молочную» пелену, военлёты действовали по хорошо усвоенной ими инструкции. Летчик должен был или спуститься вниз, где туман не такой плотный, или подняться над ним, но, и в том и в другом случае он врезался в приморские сопки. Самолеты разбивались о скалы, падали. Точное число таких катастроф – неизвестно.
Участники отряда «АвиаПоиск» поставили для себя цель – увековечить память всех погибших и пропавших без вести военных летчиков из разряда не боевых потерь. Они уже подняли 37 летательных аппаратов. 36 самолетов и один вертолет. «Авиапоиск» – очень важная составляющая патриотического воспитания молодежи. Этот поисковый отряд составляет свою книгу памяти, сейчас в ней около 400 фамилий, но она постоянно дополняется.
— Сама технология поиска, — сообщает куратор Виолетта Уварова корреспонденту ДВ-РОСС, — тоже очень показательна. В витринах, среди экспонатов, есть номерные таблички, которые всегда крепились на разных участках самолета, и если такая табличка найдена, то, по архивным данным, можно определить что это был за самолет и какой экипаж в нем погиб. «Авиапоиск» является инициатором многих перезахоронений. Одна из традиций, сложившихся за годы работы — на месте катастрофы, на дереве, бойцы повязывают георгиевскую ленту и три раза стреляют в воздух — прощальный салют. Останки найденных экипажей, со всеми воинскими почестями и церковными церемониями, предают земле в действующих авиационных полках Николаевском (Хасанский район) и Романовском (Шкотовский район).
Все экспонаты выставки: личные вещи, документы, фотографии и элементы технического оснащения летательных аппаратов предоставлены региональным молодежным общественным объединением Поисковый отряд «АвиаПоиск».
Екатерина Казанкова
Добавить комментарий