Живодёрство в океане отзывается истреблением животных и на берегу, в том числе на заповедных территориях
Фото Андрея Шпиленок
Обитатель Кроноцкого заповедника на Камчатке, лис, получивший от сотрудников прозвище Злодей Злодеич, в поисках пищи среди морских выбросов на берегу Кроноцко-Богачёвского лимана, получил травмы, не совместимые с жизнью. Вечером, 16 июля своего израненного соседа во время обхода территории обнаружил госинспектор заповедника, патрулирующий окрестности кордона Аэродром.
«Позавчера вечером вместе со своей семьей (женой и двумя младшими сыновьями) я шел по берегу океана недалеко от устья реки Кроноцкой и заметил странные следы, словно лиса тащила неподъемную добычу. Мы пошли по следам и через сотню метров нашли обрывок рыболовной сети, в которой запуталась лиса. В умирающем животном я сначала даже не узнал своего старого знакомого по кличке «Злодей», настолько изменились его обычно полные энергии глаза. Морда бедолаги была опухшей, глаза засыпаны сухим песком. Судя по следам, борьба с сетью шла не один час, и у лиса больше не оставалось сил. Он сделал главное для своего спасения: выволок сеть из зоны быстро прибывающего океанского прилива, но большее было свыше его сил: тонкий капроновый шнур туго стянулся вокруг его шеи» — написал в своём интернет-блоге государственный инспектор Кроноцкого заповедника Игорь Шпиленок.
Покалеченному животному оказали помощь — перерезали синтетические путы, но лис не прожил и трёх дней. Утром 19 июля зверь, который еще весной играл с выброшенным на берег Кроноцко-Богачёвского лимана поплавком, погиб от другой рыболовной снасти. Трудно представить, что станет с его многочисленным потомством – весной Злодей стал, даже по лисьим меркам, многодетным отцом, в его лисьей семье появилось сразу 9 лисят – уникальный случай для заповедника за последние десятилетия. И хотя лисовины (самцы лисицы) в воспитании потомства не участвуют, Злодей был исключение из правил, приносил в нору мелких птиц и грызунов, постепенно приучая наследников к обычной для хищников пище.
Даже на территории, где соблюдается строгий заповедный режим, инспекторы не всегда могут защитить своих подопечных от подстерегающей их опасности. Сколько не уничтожай сети и верёвки, море регулярно выбрасывает на сушу новую порцию смертельного хлама.
«В Кроноцко-Командорской подзоне за пределами трёхмильной заповедной зоны ведётся дрифтерный промысел лососей. Ежегодно в морских водах гибнут тысячи птиц, которые ныряют за рыбой, застрявшей в многометровых сетях. Погибают сотни морских млекопитающих, в том числе занесённых в Красную книгу России, таких как сивучи, кольчатые нерпы, клюворылы, горбачи и другие. Косвенно дрифтерный промысел оказывает негативное влияние на обитателей приморских зон суши. Звери в поисках пищи на берегу нередко запутываются в обрывках сетей, выброшенных приливной волной. Регулярно жертвами морского мусора становятся наземные млекопитающие Кроноцкого заповедника и Южно-Камчатского заказника» — рассказывает заместитель директора по науке «Кроноцкого заповедника Владимир Мосолов.
Случай, описанный Игорем Шпиленком на страницах его «Живого журнала» далеко не единичный. Дрифтерный мусор практически не оставляет шансов зверью: либо, пытаясь освободиться от сети, животное себе серьёзные травмы и погибает, либо, запутавшись, оно может захлебнуться во время прилива, либо становится лёгкой добычей для хищников, целенаправленно посещающих прибойную полосу в поисках своих жертв.
Сотрудники заповедника также не раз находили на берегу мёртвых каланов, нерп, редких морских птиц, которые, запутавшись в обрывках морских сетей, погибали в море, а их трупы выносило на берег.
Согласно расчётам, приведённым в книге Ю.Б. Артюхина, В.Н. Бурканова, В.С. Никулина «Прилов морских птиц и млекопитающих на дрифтерном промысле лососей в северо-западной части Тихого океана», ежегодно ущерб, наносимый популяциям морских птиц и млекопитающих «стеной смерти», составляет в среднем 265 миллионов рублей в год. Случайная гибель животных на дрифтерном промысле лососей неизбежна и это — реальная угроза истребления многих видов, в том числе уже занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
Дрифтерный промысел в России до сих пор не запрещён, но и вопрос охраны морских птиц и млекопитающих, гибнущих при таком способе добычи тихоокеанских лососей не проработан. Между тем, в мировой практике давно применяются эффективные средства, помогающие предотвратить массовую гибель животных.
Это видимые приспособления, помогающие животным разглядеть сети в водной толще, а также акустические репелленты (пинджеры), отпугивающие животных от сетей излучением высокочастотных звуков. Однако для того, чтобы приступить к использованию этих средств в российских водах, необходимо провести ряд экспериментальных исследований.
Наша справка: Дрифтерный лов (от английского слова drift — дрейф) — лов рыбы с промысловых судов-дрифтеров. Дрифтерные сети называют «стенами смерти». Их ширина около 30 метров и высота до 12 метров. Вместе они составляют многокилометровые порядки. Сети находятся на пути миграций тунцов, лососей, китов, других мигрирующих животных. Молодь, проходя через ячейки дрифтера, получает раны и гибнет. Гибнут птицы и морские млекопитающие.
Первыми в 1920-х года. использовать соединённые в порядки плавные сети, выставляя их с судов на путях миграций рыб, начали японские рыбаки. В начале 1990-х на основе двухсторонних межправительственных соглашений Россия разрешила японским компаниям морской лов лососей дрифтерными сетями в своей исключительной экономической зоне. За период наиболее интенсивного развития с 1992 по 2008 год выставлялось в среднем 78,6 тысяч километров сетей в год. Параллельно с японским промыслом в рамках изучения анадромных миграций тихоокеанских лососей начал активно развиваться отечественный научно-исследовательский дрифтерный промысел, который с середины 1990-х годов. превратился в крупномасштабное коммерческое рыболовство. Российские исследования лососей на базе дрифтерного флота охватывают всю акваторию Тихого океана в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, основная доля промысловых усилий приходится на тихоокеанские воды Юго-Восточной Камчатки и Северных Курильских островов.
Добавить комментарий