Работодатели устанавливают свои правила, зачастую они не в пользу работника. Кто их защитит?
Интервью с заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае (по охране труда) Александром Малиновским публикует ДВ-РОСС.
Значение деятельности Государственной инспекции труда в защите трудовых прав граждан нельзя недооценивать. Современный мир диктует свои правила, и зачастую расставляет в них акценты не в пользу работника…
— Александр Леонидович, насколько важна деятельность инспекции труда на современном этапе развития общества
— Защита трудовых прав работников – миссия государственной инспекции труда. Замечу, что именно инспекция труда является специализированным институтом государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. Значение деятельности Государственной инспекции труда в защите трудовых прав граждан нельзя недооценивать. Современный мир диктует свои правила, и зачастую расставляет в них акценты не в пользу работника.
— При таком положении дел хотелось бы узнать: может ли стать Государственный инспектор труда «другом» и «помощником» работодателя?
— Деятельность инспекторов труда носит разноплановый характер, в ней условно можно выделить три сферы деятельности: по предупреждению, пресечению и восстановлению нарушенных трудовых прав. Однако большинство полномочий подчинено целям профилактики и носят упреждающий характер это анализ выявленных нарушений, состояние и причины производственного травматизма, разработка методических рекомендаций по охране труда и построению системы производственной безопасности на предприятии и пр.
— Производственный травматизм — как обстоят дела по проведению профилактических мероприятий на предприятиях края?
— Надо сказать, что эффективность профилактики производственного травматизма зависит, прежде всего, от своевременности выявления опасных и вредных производственных факторов и оценки опасностей на рабочих местах, а это является прямой обязанностью работодателя. Трудовым кодексом РФ определены обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников при осуществлении технологических процессов, также по информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске вреда здоровью, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В связи с чем, большую актуальность приобретает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, а здесь, к сожалению, картина в крае весьма печальная. В тоже время во многих организациях работа по аттестации рабочих мест не проводится. Так в результате контрольно-надзорных мероприятий госинспекторами труда выявлены факты не проведения аттестации рабочих мест по условиям труда более чем 80% проверенных предприятиях Приморского края.
Однако нельзя недооценивать значение аттестации рабочих мест по условиям труда и ее результатов т.к. результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда служат основой планирования и проведения мероприятий по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами; являются основанием для назначения компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда; позволяют выявлять причинно-следственные связи при установлении диагноза производственно-обусловленной и профессиональной патологии в условиях воздействия на работников вредных условий труда связанных с их профессией; определять направления защиты работника от неблагоприятного воздействия вредных факторов.
— Александр Леонидович, подскажите, несет ли организация — предприятие ущерб при отсутствии должного внимания к вопросам охраны труда?
— Ущерб предприятия в данной ситуации довольно велик, во-первых, в результате несчастного случая или по предписанию государственного инспектора труда в связи с выявленными нарушениями трудового законодательства может последовать остановка технологического процесса; во-вторых это уплата административных штрафов, налагаемых госинспекторами труда на организацию и руководителя за нарушения требований трудового законодательства; кроме того, немаловажным фактором при отсутствии должного внимания к вопросам охраны труда в организации является наглядно –выраженное снижение производительности труда при работе в условиях, не соответствующих требованиям охраны труда. Не исключаются также случаи необходимости выплат по гражданским искам работникам, получившим материальный ущерб в результате нарушения трудового законодательства, предоставления компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Вместе с тем, выявления рабочих мест, не имеющих вредных и (или) опасных факторов по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, могут приводить к тому, что работники, которые формально относятся к категориям, требующим дополнительных расходов, могут выводиться из этих категорий. Четкая и грамотная оценка состояния рабочего места позволит работодателю в дальнейшем строить соответствующую систему компенсации
— Роль состояния системы охраны труда на предприятии довольно велика, поясните значение проведения мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда и их место в денной системе
— Принятие эффективных мер по приведению условий и охраны труда в организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда невозможно осуществить без аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с чем, на органы государственного управления охраной труда возложена функция по организации этой работы на подведомственных территориях.
Аттестация рабочих мест по условиям труда, согласно федеральному законодательству, обязательна на всех предприятиях любой формы собственности. Отвечает за проведение этой работы прежде всего руководитель организации.
В целях обеспечения безопасных условий труда Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» был изменен порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В целях реализации настоящего Приказа Федеральной службой по труду был издан Приказ от 25.08.2008 № 166 «Об организации работы по реализации пункта 46 порядка аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 31 августа 2007 года № 569», который обязывает работодателя предоставлять в Государственную инспекцию труда в Приморском крае. Согласно п.46 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» по итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан направить информацию в Государственную инспекцию труда в Приморском крае приложение №1,6,7,10 к настоящему Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569:
1. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
2. Ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов по их аттестации по условиям труда;
3. Сводную ведомость рабочих мест организации и результатов по их аттестации по условиям труда;
4. Данные об аттестующей организации, аккредитованной в установленном порядке.
Наличие компетенции аттестующей организации– основополагающий фактор, который должен учитывать работодатель при заключении договора с аттестующей организацией. В связи с чем Минздравсоцразвития РФ был издан приказ от 01.04.2010 №205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Кроме этого Министерство здравоохранения и социального развития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, информация о которых размещена на официальном сайте.
Государственными инспекторами труда на основе предоставляемых работодателями материалов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда формируется и ведется реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда.
А теперь о главном: с 1 сентября 2011 года вступит в силу Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Целями нововведения стали:
— приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
— установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
— сбор информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Также повышаются требования к аттестующей организации: такая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация. Кроме этого, в аттестационную комиссию теперь должен входить представитель профсоюза, по действующим правилам в ней участвуют только представители работодателя и аттестующей организации.
— Находится ли вопрос организации проведения мероприятий по аттестации рабочих мест по условиям труда на контроле Гострудинспекции и каковы результаты?
— Вопрос проведения аттестации рабочих мест по условиям труда находится на контроле не только Государственных инспекций труда в регионах. Являясь основой профилактики травматизма и воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников, вопрос обеспечения безопасных условий труда находится на контроле Президента и Правительства Российской Федерации.
В ходе тематических и комплексных проверок Государственной инспекцией труда в Приморском крае установлено, что с начала 2011 года (на 1 июля 2011г.) в 606 организациях проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в которых аттестованы 12097 рабочих места, из них 8305 – рабочие места с вредными и опасными условиями труда.
Государственной инспекцией труда в рамках контрольно-надзорной деятельности проводятся проверки организаций в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с утвержденным планом работы Государственная инспекция труда в Приморском крае проводит проверки соблюдения порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях региона. Так, из общего количества проведенных в Приморском крае за отчетный период проверок (первое полугодие 2011 года) 427 проверок — проверки соблюдения работодателями обязанности по организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда. Общее количество проверок соблюдения трудового законодательства на территории края составило 1554, в ходе проведения которых выявлено 436 нарушений в части порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Ко всем организациям и должностным лицам применены административные меры воздействия, в т.ч. выданы обязательные для исполнения предписания по организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Напомню, что не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда попадает под действие статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда и влечет наложение административного штрафа на руководителя предприятия в размере от 1 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц от 30 до 50 тысяч рублей. Кроме того, на основании материалов Госинспекции труда, направленных в мировой суд, по результатам проведения проверки при обнаружении аналогичного нарушения, ранее допущенного работодателем организации, за которое он уже был подвергнут административному наказанию, решением суда указанный руководитель может быть дисквалифицирован на срок от одного до трех лет.
— Подводя итог нашей беседы, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае (по охране труда) Александр Малиновский подчеркнул:
«Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и повышение внимания к вопросам охраны труда позволят любому предприятию добиваться успехов в своей экономической деятельности».
Добавить комментарий