«Остановите этих клоунов», — депутат Вячеслав Асмаев рассказал о работе коллег-законодателей на Камчатке
За 12 лет депутатской деятельности Вячеслав Карпович хорошо изучил особенности политической жизни в российской глубинке. Теперь он знает, что парламентарии принимают законы, порою даже их не читая, что депутатом можно стать за деньги, а губернатором – по блату. Обо всём этом и многом другом он рассказал мне на прошлой неделе.
— В начале двухтысячных годов Камчатка в политическом плане была довольно свободным регионом, — говорит Вячеслав Асмаев. — Изменения к худшему начались с появлением нового губернатора Алексея Кузьмицкого. Его внедряли к нам постепенно. Прилетел он из Санкт-Петербурга в 2005 году. Из администрации президента поступил приказ — назначить ценного кадра вице-губернатором по местному самоуправлению. Пару лет он тихо просиживал штаны в своём кабинете. Все понимали, что парень – блатной. Его особенно не трогали. И он вроде никому не мешал.
Было известно, что Машковцев (последний всенародно избранный губернатор) вскоре должен уйти в отставку. Местные политики гадали – кого назначат вместо него. Кузьмицкого в расчёт не брал никто. Из всех губернаторских замов он был самым незаметным и несамостоятельным – даже, как говорят, служебные письма не умел писать. И это неудивительно. До переезда на Камчатку серьезных постов он не занимал, работал маленьким начальником в петербургском эскорт-агентстве. А потом его карьера вдруг резко пошла в гору. Могу предположить – почему. Он, как выяснилось, женат на дочери Виктора Иванова, бывшего зама главы администрации президента, начальника кремлёвского отдела кадров (ныне глава Госнаркоконтроля — ред.). Тот, скорее всего, и пропихнул зятя на блатную работу — пусть на Камчатку, но зато губернатором.
Так совпало, что когда Кузьмицкий возглавил край, в стране разворачивалась борьба с игорным бизнесом. Российское правительство пообещало, что через год все казино и игровые клубы перенесут в специально отведённые для этого зоны. Но камчатские «единороссы» решили побежать впереди паровоза и удалить игровые автоматы раньше срока. Они подготовили какой-то законопроект и чрезвычайно довольные собой стали рассказывать журналистам о бедах, которые несёт игромания, и о том, что Едро выжжет эту чуму колённым железом. Однако у них ничего не получилось. На сессию пришёл новый губернатор и заявил, что игорные заведения дают в бюджет региона 80 миллионов рублей ежегодно, а он не может разбрасываться такими деньгами. Никто из единороссов даже не пикнул в ответ. Вопрос молча сняли с повестки дня. Я, честно говоря, сначала не сообразил – зачем губернатор так подставился. Для бюджета 80 миллионов — не такие большие деньги, чтобы ради них щёлкать по носу однопартийцев и оставлять Камчатку на разграбление одноруким бандитам. Ситуация прояснилась позднее, когда Кузьмицкий представил своих заместителей. Одним из них оказался Иршат Шайхов – крупный воротила игорного бизнеса. Мне стало понятно – в чьих интересах действовал глава региона. К слову, ни в одной из местных газет об этом не написали.
Накануне выборов в Законодательное собрание в декабре 2007 года по телевизору и радио рассказывали только о «Единой России». С ней пытались посоревноваться «справедливороссы», собравшие под свои знамёна предпринимателей средней руки. Однако коммерсантам популярно объяснили, что будет с их бизнесом, если они посмеют составить конкуренцию главной партии страны. Эсэры после этого дружно от участия в выборах отказались. Соперников у Едра не осталось. И оно этим воспользовалось. Проходное место в партийном списке «Единой России», по моим данным, стоило от 250 тысяч долларов. В результате, в Законодательное собрание прошли в основном миллионеры. Добрая половина из них на сессии вообще не ходит. У нас есть депутаты, которые за три с половиной года на заседаниях не появлялись ни разу…
Председателем камчатского парламента, как и ожидалось, избрали лидера единороссов Бориса Невзорова. А вот фигура его заместителя многих удивила. Им стал Роман Гранатов, которого больше знали не по фамилии, а по прозвищу – Грэм. В 90-е годы он был в авторитете в определённых кругах. А сейчас стал законодателем. Насколько мне известно, для повышения своей работоспособности председатель и его заместитель купили крутую соковыжималку. Девушке из аппарата Заксобрания они поручили следить за тем, чтобы агрегат был всегда заправлен. Поэтому трудовой день госслужащая начинала с поездки на рынок за свежими фруктами для депутатской соковыжималки.
Дискуссии в камчатском парламенте — исключены. Все вопросы «Единая Россия» решает заранее. Недавно на сессии утверждали кандидатуру первого вице-губернатора, которому предстояло отвечать за промышленность и сельское хозяйство. Я попытался предложить депутатам хотя бы выслушать претендента на высокую должность, узнать — как он собирается поднимать экономику. Но мне даже рта не дали раскрыть, лишили слова в самом начале заседания. И для нашего парламента это обычное явление.
В прошлом году комиссия Госдумы пришла к выводу, что коммунальные тарифы на Камчатке можно удешевить на треть. Мы с коллегой Тереховым попытались в этом вопросе разобраться. Ведь если тариф завышен, его нужно было снижать. Только я взял слово, как раздался рёв гендиректора рыбного комбината Литвиненко: «Остановите этих клоунов!» Ему ведь некогда что-то обсуждать, надо быстрее проголосовать и бежать по неотложным бизнес-делам…
Многие депутаты даже не вникают в суть решений, которые принимают. Помню, как руководитель комитета по образованию, здравоохранению, физкультуре, спорту и молодёжной политике госпожа Сущёва представляла закон о защите прав детей, который её комитет якобы подготовил. Я спрашиваю: «Какие права ребёнка вы собираетесь защищать?» В ответ — тягостное молчание. Кто-то подсказывает ей: «Скажите, что те права, которые прописаны в хартии о защите прав ребёнка». Она повторяет. Я говорю: «Вы не могли бы конкретизировать свой ответ». Она опять молчит. Тут вмешивается председатель Невзоров: «Отключите Асмаеву микрофон, чтобы он такие вопросы не задавал». Вот так. Я пытаюсь выяснить – как новый закон защищает права детей? А это оказывается никому не интересно…
Даже коммунисты на Камчатке подотчётны «Единой России». От компартии в парламент прошли шесть человек. Трое отказались от своих мандатов. Мы с Тереховым прекратили сотрудничество с камчатским крайкомом. А единственный депутат-член КПРФ Нуреев всегда голосует солидарно с «Едром». Его за это устроили на работу в парламентскую пресс-службу. Меня Невзоров тоже пытается пристроить. При встречах постоянно спрашивает: какие у меня доходы? Я говорю: «Пенсия плюс 13 тысяч рублей, которые выделяют каждому депутату». Он качает головой: «Как же на такие деньги жить можно?» Ему невдомёк, что многие на Камчатке и столько не зарабатывают. Я уже не говорю о пенсионерах. Но Невзоров делает вид, что обо мне заботится. «Давай, — говорит, — найду тебе место в аппарате Заксобрания». Я, естественно, отказываюсь. Работать в аппарате, это значит обслуживать «Единую Россию». А наш главный «единоросс» инакомыслия не терпит вообще. Ещё в парламенте прошлого созыва у нас с ним были конфликты, потому что я голосовал не так, как ему угодно. Он врывался ко мне в кабинет, кричал: «Я тебя по стенке размажу!» И ещё периодически говорил: «Я тебя изнасилую». Это шутки такие у председателя. А в публичных выступлениях он постоянно повторяет другую фразу: «Пока мы едины, мы непобедимы!» Прямо камчатский Виктор Хара. На инаугурации губернатора Кузьмицкого он говорил об этом. Кузьмицкого уволили. Он на выборах главы города повторял те же слова. Убрали и градоначальника. На представлении нового губернатора Илюхина – он снова начал, как заведённый, — едины, непобедимы. Меня аж передёрнуло. Я сразу подумал, что и Илюхину недолго осталось…
Любое мало-мальски полезное дело, сделанное в Камчатском крае, преподноситься как большое достижение «Единой России». Как в анекдоте – прошла зима, настало лето, спасибо партии за это. Хотя в реальности партийные проекты часто заканчиваются на уровне обещаний. Сразу после выборов Невзоров рассказывал, что депутаты намерены сократить расходы камчатского парламента и его аппарат. И чем кончилась эта затея? Бюджет Заксобрания увеличился почти в два раза, в аппарате работает 91 человек, вместо 41.
В 2007 году журналист местной газеты поинтересовался у спикера: «Можно ли вывести регион из числа дотационных?» Борис Александрович ответил буквально следующее: «Не за один год, а в течение 4-5 лет это не только можно, но наша партия это и сделает». Так вот – в 2007 году собственных доходов в бюджете было — 35 %. Сейчас, четыре года спустя, — меньше 25 %…
Конечно, не только депутаты кормили народ обещаниями лучшей жизни. Губернатор Кузьмицкий замахивался на массовое строительство жилья, школ и детских садов, собирался проложить на материк железную дорогу и кинуть туда же оптико-волоконный кабель, чтобы у нас быстрее заработал Интернет. И что? Кузьмицкого – уже нет. А кабеля – ещё нет. Как, впрочем, и всего остального.
А сколько президенты нам обещали! Новый морвокзал, краевую больницу, аэропорт со взлётной полосой, мини-ТЭЦ в Корякии, пункты пропуска через госграницу, много чего ещё. Всё это прописано в поручениях и Указах, завизированных Путиным и Медведевым. Сроки исполнения поручений давно прошли. Но воз, как говориться, и ныне там. А депутаты – молчат…
Зато когда мэр Петропавловска Скворцов повысил квартплату, «Единая Россия» такой шум подняла! Как он смеет! Он же «единоросс», партию позорит! Но я своими глазами видел подписанное Путиным постановление российского правительства о федеральных стандартах оплаты коммунальных услуг в жилых помещениях на 2009-2011 год. Там сказано, что на Камчатке стоимость квадратного метра должна быть почти в два раза выше, чем, например, в Якутии. Выходит, Скворцов просто исполнял волю Владимира Владимировича. И не исполнил. До федеральных стандартов наша квартплата немного не дотянула. Скворцов сейчас стучится во все двери, просит, чтобы его в партии восстановили. Он, видимо, никак не может догадаться — за что его выгнали. Действовал вроде бы по инструкции, а остался крайним. Как и бывший губернатор Кузьмицкий. Интересно, какой высокопоставленный единоросс станет очередным козлом отпущения?
Наблюдать за тем, что происходит в парламенте и вообще в камчатской власти, конечно, неприятно. Особенно, когда осознаешь, что не в силах чего-либо изменить и твой голос абсолютно ничего не решает. Поэтому на выборах в декабре 2011 года, скорее всего, я участвовать не стану. Не вижу смысла. Ведь вместо выборов состоится очередное шоу партии власти с раздачей пряников и конфет. А избиратели на нём просто обеспечат массовку…
Добавить комментарий