Top.Mail.Ru

Шамиль Чекмарев: Уровень цифровизации островного Сахалина один из самых высоких в России


За последние 10-15 лет мобильная связь для нас стала чем-то безусловным и само собой разумеющимся — мы не думаем об интернете, его скорости и качестве. Вместе с тем, строительство и развитие сетей связи — огромный труд, а в условиях островного региона умноженный кратно. О том где и как на островах строить новые сети, для чего взять на вооружение интернет вещей и большие данные, мы поговорили с директором МТС в Сахалинской области Шамилем Чекмаревым. Свой пусть в компании управленец начал 21 год назад, а чуть больше года назад возглавил островной филиал.

— Сахалинская область — островной регион. А это значит, что с точки зрения строительства коммуникаций, в том числе телекоммуникаций, регион имеет ряд особенностей и даже ограничений. Шамиль, расскажите, как обстоят дела с цифровизацией на Сахалине? Как эксперт что бы вы отметили?

— Несмотря на свое островное положение, регион однозначно занимает ведущую позицию по уровню внедрения цифровых услуг не только на Дальнем Востоке, но и в целом в России. Судите сами — в прошлом году на Сахалине было реализовано 30 проектов только по цифровизации государственного управления, включая интеграцию технологий искусственного интеллекта в различные отрасли. Десятки проектов запущены в коммерческой сфере. По итогам года Сахалинская область заняла 10-е место в рейтинге цифровой трансформации регионов России и стала лучшей на Дальнем Востоке.

Причем, цифровизация на Сахалине пришла буквально во все сферы жизни. В регионе тестируется платформа для генерации жилой застройки, работает нейросеть, проверяющая состояние дорог, внедрена система видеонаблюдения с ИИ, которая фиксирует нарушения, отслеживает бездомных животных и формирует «риск-профили» водителей. Есть даже приложение, объединяющее госуслуги, видеонаблюдение и культурные события — «Острова.65». Отлично показали себя в работе и сервисы контактных центров 1-300, когда фиксируют любое обращение на горячую линию, данные обрабатывают, оперативно принимают решение и решают проблему. Одним словом, с использованием умных технологий на Сахалине все прекрасно. Скажу больше: такой активности по поводу внедрения цифры я нигде раньше не встречал, а я инженер по образованию и более 20 лет проработал в телекоме в городах-миллионниках Поволжья и Сибири.

И несмотря на то, что цифровая трансформация ведется уже пару десятков лет, в последние годы результаты наиболее заметны. Даже по запросам наших клиентов очевиден высокий уровень потребностей и экспертизы сахалинского бизнеса и госсектора. Темп жизни и деятельности набрал колоссальные обороты, огромное количество решений принимают сиюминутно — исходя из данных мониторинга оборудования, и, например, анализа больших данных, часто — в круглосуточном режиме. В этом смысле мы всегда можем прийти на помощь и госсектору, и бизнесу.

— По сути, в процессе цифровизации телеком-компании выходят за прежние рамки деятельности?

— Все верно. Если 10 лет назад бизнесу было достаточно только доступа к скоростному интернету, то сейчас мы уже говорим об интегрированных цифровых услугах, которые помогают компаниям региона и госструктурам решать свои повседневные задачи.

В качестве примера расскажу про наше партнерство с «Анивскими коммунальными системами». На канализационных люках мы установили специальные датчики, которые позволяют определять угол открытия крышки. В случае повреждении люка или отклонении от зафиксированного положения более чем на 30 градусов датчик отправит диспетчеру оповещение. В первую очередь, дистанционный контроль люков позволяет предотвращать ДТП, травматизм среди людей и животных. А еще организация может сократить затраты на выездной мониторинг люков и предотвратить возможные кражи крышек люков и другого имущества городского коммунального хозяйства.

Еще из недавнего, у нас был запрос от администрации Южно-Сахалинска — у ряда школ в утренний период наблюдаются такие сильные заторы, что невозможно припарковаться. Мы с помощью Big data составили тепловую карту, где видны часы пик приезда родителей за детьми и их маршруты. Эти данные лягут в основу мер по оптимизации транспортных потоков для снижения транспортного коллапса. К примеру, городские власти могут ввести новый маршрут на общественном транспорте или разграничить время обучения для школьных смен.

В июне мы подписали Соглашение о сотрудничестве с мэрией Южно-Сахалинска о развитии цифровой инфраструктуры в островной столице. Будем совместно реализовывать проекты по развитию городской среды, в том числе, с использованием ИИ.

— Чтобы предоставлять такие услуги, наверняка, необходимо регулярно обновлять собственную инфраструктуру, развивать сеть? Расскажите об этом.

— Да, наша сеть — это база, на которой мы строим наши цифровые сервисы. Помимо того, что мы продолжаем увеличивать количество базовых станций, расширять зону покрытия и увеличивать скорости в сети четвертого поколения, мы также построили выделенную сеть для интерната вещей. Поясню. Мобильный интернет необходим не только для общения между людьми, но также и для общения между различными устройствами. К примеру, умные светофоры, которые управляются дистанционно обмениваются информацией посредством сим-карты и используя сеть сотовой связи. Или, в будущем, управление беспилотным авто, также будет осуществляться посредством мобильного интернета. Вот для таких умных устройств мы развернули отдельную сеть, стандарта NB-IoT (прим. стандарт сотовой связи для устройств телеметрии с низкими объемами обмена данными), чтобы, грубо говоря, устройства и люди не мешали друг другу пользоваться мобильным интернетом.

— Говоря о развитии сетей, нельзя обойти тему дефицита телеком-оборудования. Не секрет, что все операторы связи работали на иностранном оборудовании. Есть ли у вас сложности и как МТС решает этот вопрос?

— Не стану скрывать, перед операторами сейчас стоит вызов: в условиях ограниченного времени и ресурсов произвести базовые станции, которые не уступают ведущим зарубежным производителям. А они десятилетиями специализировались на их производстве! Тем не менее, с декабря 2024 года в 37 регионах России на сети МТС уже запущены сотни российских базовых станций «Иртея». В том числе, около 30 таких «вышек» с этого года работают в пяти регионах Дальнего Востока. Помимо «Иртеи» и другие компании занимаются производством телеком-оборудования. Несмотря на все сложности, операторы связи довольно успешно решают задачу по строительству технологического суверенитета России. Есть над чем работать, но мы точно движемся в правильном направлении.

— Продолжая тему строительства сетей связи. Какими значимыми инфраструктурными проектами был отмечен 2024–2025 год для МТС?

— Мы активно работали над качеством связи как в труднодоступных местах, так и в популярных туристических точках. В частности, запустили LTE на курорте «Горный воздух» и на аэродроме «Пушистый», где ежегодно проводится крупнейшее мероприятие всероссийского масштаба, фестиваль «Крылья Сахалина». К летнему туристическому сезону обеспечили мобильный интернет на популярном пляже «Садовники» и Wi-Fi на острове Монерон. Отдельная гордость — запуск первой в истории базовой станции на северокурильском острове Шумшу. Без ложной скромности, это событие можно назвать историческим. Строительство базовой станции на отдаленном северокурильском острове — масштабный проект, требующий высокой технической экспертизы и значительных усилий. Основная сложность монтажа оборудования заключалась в логистике, и наши специалисты ежедневно преодолевали расстояние более 30 км. в одну сторону. Работы осложняли и непростые климатические условия — непрерывные дожди и штормовой ветер. Однако нам удалось успешно преодолеть все препятствия и запустить связь.

— Это по-настоящему впечатляющий проект! Действительно, мы привыкли оставаться на связи везде — и на диком пляже, и в горах. Но у любой медали две стороны — до нас стало проще добраться и телефонным мошенникам. В 2025 году мошенники стали звонить россиянам чаще — каждый семисотый входящий звонок в стране мошеннический. Как обстроит дело в нашем регионе? И как МТС с этим борется?

— К сожалению, аналогичная картина наблюдается и на Сахалине. Только за 2024 год с помощью сервиса блокировки спама «Защитник» мы отразили в регионе более 20 миллионов нежелательных звонков. И среди них как просто навязчивый спам, так и звонки от мошенников — их примерно треть. Причем, в первом полугодии 2025 года количество нежелательных звонков выросло вдвое. Одному из жителей Южно-Сахалинска спамеры пытались дозвониться более семи тысяч раз, но все вызовы были заблокированы системой.

— А как вообще номера попадают в базы обзвона мошенников и спамеров? Можно ли извлечь оттуда свой номер?

— Мы сами как абоненты ежедневно оставляем цифровые следы, сами раздаем свои номера, указываем их при регистрации в приложениях, привязываем к аккаунтам, при заполнении анкет в салонах красоты, в стоматологических клиниках. Есть недобросовестные собиратели персональных данных, которые могут делиться своими базами с другими. Очень часто магазины попросят оставить свой номер для регистрации в системе лояльности для предоставления скидки. К сожалению, случаются и утечки данных из приложений, например, по доставке еды. Можно ли извлечь свой номер у мошенников? Вряд ли. Можно только позвонить в какую-то определенную организацию и попросить убрать ваш номер из списка обзвона, сказать, что вам не интересно и подчеркнуть, что вы просите зафиксировать ваше обращение и убрать ваш номер. Справляться со спамом помогают, прежде всего, цифровые технологии, анализирующие вызовы на основе Big Data, и блокирующие нежелательные звонки. В МТС такой сервис называется «Защитник». Антиспам защита не только экономит время своим пользователям, отвечая за них на звонок или предупреждая о возможном спаме, но и защищает от более серьезных последствий — потери средств, персональных данных или угроз телефонных мошенников.

— Кстати, о цифровых следах и приложениях. У МТС есть множество приложений практически на любой запрос — кино музыка, книги… А какие сервисы лично вы используете постоянно?

— Я много читаю. Да, бумажные книги — это прекрасно, но, будем честны, это дорого и не всегда удобно в современном ритме жизни. Поэтому чаще всего читаю я на смартфоне, в сервисе «Строки». Преимущественно читаю бизнес-литературу. Из последнего понравилась книга Винсента Дюкре об истории успеха китайской корпорации HUAWEI. С удовольствием осваиваю и современные литературные форматы — например, графический роман «Невельской: Плоды воображения» об адмирале Невельском, созданный ребятами из Владивостока — творческой группой «Hero 4Hero». Это уникальное произведение в стиле манга и с элементами дополненной реальности. Сам роман посвящен истории освоения Дальнего Востока и открытия Сахалина.

— Шамиль, вы на Сахалин переехали чуть больше года назад. И как вам остров? Поделитесь самыми яркими впечатлениями?

— Я родом из Уфы, а на Сахалин приехал в марте 2024 года. По рассказам знакомых, коллег, Сахалин был для меня интересным, далеким островом, рисовал его в своем воображении прекрасным местом, оплотом японской и корейской культуры. Я всегда мечтал поехать на Сахалин в качестве туриста. Но когда появилась вакансия, очень заинтересовался. А по прибытии, несмотря на рассказы о сложных метеоусловиях и дороговизне жизни, был приятно удивлен чистоте, ухоженности, благоустроенности острова. Стал изучать историю этого места, посетил краеведческий музей, перешел к изучению природных памятников. Объездил Невельск, Холмск, посмотрел на лежбище сивучей, окунулся в поиски камней на Янтарном пляже… Все здесь меня захватило.

Появились любимые места — мыс Птичий, мыс Великан, бухта Тихая, очень впечатлил Александровск-Сахалинский. Но, пожалуй, самое яркое впечатление оставил маяк Анива. С точки зрения инженерии — необыкновенная постройка, которая была воздвигнута в суровых условиях — и климатических, и водных. Маяк уже практически 100 лет простоял, и состояние бетона спустя век — поразительное. Знаете, особенно приятно, что бывать в таких красивых местах приходится, в том числе, и по работе. К примеру, недавно мы обеспечили облачным видеонаблюдением один из глэмпингов на берегу Анивского залива. Потрясающе живописное место! И в такие моменты я сам себе завидую.

— То есть, можно сказать, «остров принял»?

Уверен, что да. В целом, сахалинская природа вызвала яркий эмоциональный отклик, дала отличную перезагрузку. Впервые этой зимой мои дети отказались ехать на новогодние каникулы в Башкирию и решили новый год встречать здесь. Они тоже оказались под этим впечатлением от красоты острова.

— Поделитесь ближайшими планами?

— Мы намерены и дальше активно участвовать в развитии цифры на острове. Будем совершенствовать качество связи, в том числе в труднодоступных местах, на федеральных и региональных трассах, в малых населенных пунктах. Продолжим развивать сеть на Монероне и Итурупе. И, конечно, планируем несколько крупных проектов для бизнеса и госсектора. Словом, продолжим работать на благо жителей Сахалинской области.
Авторы:Ольга Ларина

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика