Top.Mail.Ru

Кому достался Владивостокский морской порт

dscn9926

Добился ли менеджмент ВМТП в противостоянии с Сергеем Генераловым неплохих условий для выхода из бизнеса

В конфликте за контроль над Владивостокским морским торговым портом (ВМТП) победителем вышла Транспортная группа FESCO Сергея Генералова. Московскому миллионеру даже на уголовном и арбитражном фронтах противостоял менеджмент. На днях некий консорциум инвесторов выкупил у руководства ВМТП его долю, вскоре эти акции должны быть перепроданы FESCO. Оперативное руководство портом получил вице-президент группы Владимир Корчанов, полномочия гендиректора ВМТП Вячеслава Перцева, работающего на предприятии с 1983 года, приостановлены. Правда, судя по всему, команде Генералова пришлось отказаться в пользу противника от ряда привлекательных активов вроде Морского вокзала Владивостока. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Мы не получили никаких предложений по цене, которые мы сочли бы хотя бы отдаленно соответствующими рыночным реалиям, – заявлял Сергей Генералов в феврале 2011 года в интервью газете «Ведомости» по поводу покупки доли менеджмента в ВМТП. – Проще говоря, нам предлагали купить эти акции не просто дорого, а феноменально дорого».

Тем не менее, FESCO не оставила попытки получить стратегический актив: грузооборот Владивостокского морского торгового порта примерно втрое ниже, чем у порта Восточный в районе Находки, ВМТП занимает 8 место по грузообороту среди портов Дальнего Востока с долей 5,2 %, однако среди универсальных портов он третий. Без учёта экспортных угля, нефти и газа ВМТП имеет долю 21,7 %. Для FESCO это важное звено логистической цепочки. Группа, созданная на основе Дальневосточного морского пароходства и развивающая контейнерные перевозки («Русская тройка», попытки приобрести у «Российских железных дорог» контрольный пакет «Трансконтейнера», крупнейшего оператора на этом рынке), хотела получить 100 % акций порта.

Структура собственности ВМТП сложная: 4,4 % акций находится у мелких собственников, 95,6 % принадлежит ООО «М-Порт». Половину ООО в сентябре 2007 года FESCO приобрела у Магнитогорского металлургического комбината за 90 миллионов долларов, половиной владело ЗАО «Порт-Актив». По данным СМИ, «Порт-Актив» принадлежал менеджменту, в основном речь идёт о 61-летнем почётном президенте ВМТП Михаиле Робканове и 50-летнем гендиректоре ВМТП Вячеславе Перцеве, работающих в порту соответственно с 1976 и с 1983 года. Как сообщал «ФедералПресс», в октябре 2010 года некое ООО «Межрегионцентр» получило в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разрешение на покупку 50 % «М-Порта», однако на этом всё и заглохло.

Тем временем, в порту назревал настоящий конфликт. Хотя «М-Порт» принадлежал наполовину FESCO через ДВМП, наполовину – менеджменту ВМТП через «Порт-Актив», возглавлял это ООО вице-президент FESCO по финансам Юрий Гильц. 26 января «Порт-Актив» предложил созвать собрание дольщиков «М-Порта», чтобы договориться о переизбрании наблюдательного совета Владивостокского порта. Однако уже на следующий день Гильц выдвинул свои предложения по кандидатурам в наблюдательный совет ВМТП без учёта мнения «Порт-Актива», Сергей Генералов тут же предложил наблюдательному совету порта назначить собрание акционеров, но эта инициатива натолкнулась на блокаду членов наблюдательного совета ВМТП, где менеджмент контролирует 6 из 12 мест. Та же ситуация повторилась и в конце февраля.

В мае сторону FESCO в конфликте заняла Федеральная служба по финансовым рынкам, которая выдала предписание провести собрание акционеров порта. На протяжение последних месяцев это решение ФСФР порт обжалует в Арбитражном суде Москвы, заседание должно было состояться 4 августа. Одновременно «Порт-Актив» безуспешно пытается признать незаконными действия Гильца, дважды попытавшегося инициировать собрание акционеров по повестке FESCO (31 августа дело должен был рассматривать апелляционный суд). Параллельно не слишком удачно продвигались и попытки «М-Порта» добиться созыва собрания акционеров ВМТП – суд первой инстанции предложил руководству получить соответствующее поручение дольщиков, то есть, как раз двух сторон противостояния.

Свою ноту вносят и конфликты вокруг Владивостокского контейнерного терминала (ВКТ), который опять-таки принадлежал пополам Дальневосточному морскому пароходству (ДВМП, структуре Транспортной группы FESCO) и ВМТП. FESCO контролирует оперативное руководство ООО «ВКТ», хотя сам терминал расположен на территории Владивостокского порта. Владивостокский порт попытался перехватить управление предприятием, назначив генеральным директором директора порта по производству Сергея Лопунова. Правда, в собрании дольщиков участвовал только сам порт, представителей FESCO в ноябре 2010 года не пригласили.

FESCO попыталась обжаловать действия порта по захвату терминала, но иск пароходства был отклонен в марте этого года. Громкие заявления силовых ведомств об уголовном деле по факту «рейдерского захвата терминала» также не завершились ничем, несмотря на общероссийский резонанс. 15 июня FESCO само отказалось от всех претензий по ВКТ.

Летом 2011 года неожиданно появилась группа частных инвесторов, которая и приобрела долю руководства ВМТП в «М-Порте». Официальная информация весьма скудная – нет сообщений ни о сумме сделки, ни об источнике финансирования. По данным ИА «Интерфакс», сумма покупки составила 120 миллионов долларов. Известно также, что организовывало сделку ЗАО «ВТБ Капитал», инвестиционное подразделение группы ВТБ. «Компания участвовала в сделке в качестве финансового консультанта, но мы не участвовали в финансировании сделки», – заявили в «ВТБ Капитале». Подробности в инвесткомпании уточнять отказались, в том числе и состав инвесторов.

Следы группы инвесторов ведут к бизнесу Сергея Генералова. 9 июля 2011 года ФАС, как стало известно «ФедералПресс», одобрила ходатайство о приобретении контроля над деятельностью «М-Порта», поданное неким ООО «Экономическая инициатива» из Санкт-Петербурга. По данным антимонопольного ведомства, основной вид деятельности фирмы – консультационные услуги. Компания должна была получить возможность контроля над ООО «М-Порт», купив ЗАО «Транском», зарегистрированное в том же здании, где находится администрация Владивостокского порта.

Упоминания о деятельность «Экономической инициативы» отсутствуют, зато известно, что фирма зарегистрировано в Петербурге в доме № 2 на проспекте Народного ополчения. В том же здании находится группа компаний «Инкотек», «один из крупнейших транспортно-логистических холдингов России». В 2006 году группа «Инкотек» вошла в FESCO, став частью железнодорожного бизнеса группы. Получить комментарий «Инкотека» не удалось: корреспонденту «ФедералПресс» предложили обратиться через неделю. Правда, в самой FESCO определённое отношение к сделке подтверждают.

«Это совершенно точно не враждебное поглощение, – заявил вице-президент FESCO по корпоративным коммуникациям Станислав Вартанян. – Мы уже договорились с консорциумом инвесторов о передаче нам полномочий управляющей компании. С этим связаны корпоративные действия, отражаемые в документации, – такие, как приостановка полномочий и последующая смена генерального директора порта. Надеемся, что FESCO консолидирует 100 % акций порта до конца этого года».

Структуры Сергея Генералова установили контроль над ВМТП: в минувшую пятницу были приостановлены полномочия гендиректора Вячеслава Перцева, в настоящее время врио гендиректора является вице-президент по морскому дивизиону, управляющий директор Дальневосточного морского пароходства Владимир Корчанов. На 9 сентября назначено собрание акционеров, где планируется окончательно отправить Перцева в отставку и выбрать нового руководителя предприятия. «То, что Владимир Никодимович сейчас исполняет обязанности гендиректора, не означает, что именно его выдвинут кандидатом», – отмечает Станислав Вартанян. 16 сентября должно пройти годовое собрание акционеров ВМТП, где планируется сменить наблюдательный совет порта, а также отказаться от выплаты дивидендов за 2010 год и не распределять чистую прибыль, составившую по итогам прошлого года около 629 миллионов рублей.

Судя по всему, менеджмент порта получил неплохую компенсацию. По данным ИА «Интерфакс», инвесторы были вынуждены заплатить за половину «М-Порт» 120 миллионов долларов, на треть больше, чем ММК получил за такой же пакет до кризиса. За несколько дней до смены руководства ВМТП Вячеслав Перцев подписал документы о продаже 51% акций в ЗАО «Портпассервис». Компания является оператором Морского вокзала Владивостока, где продаются билеты на пассажирские суда, а также сдает в аренду офисы и склады в этом комплексе зданий.

Но главная ниша Портпассервиса – обработка транспортов с иномарками, прибывающих во Владивосток: у компании есть склады временного хранения общей площадью 18 тысяч квадратных метров и крытая стоянка на 500 автомобилей. ВРИО гендиректора ВМТП уже после своего прихода подтвердил, что Портпассервис остаётся субподрядчиком по грузопереработке иномарок и запчастей. Кроме того, именно бывшая «дочка» порта будет работать с паромом Eastern Dream, курсирующим между Владивостоком, южнокорейским городом Донгхэ и японским портом Сакаиминато. По данным местных СМИ, все билеты на лайнер распродаются заранее.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика