Top.Mail.Ru

Неполный литр молока: почему упаковки товаров уменьшаются незаметно для покупателей


Федеральные СМИ отмечают, что уловки с продуктами на полках магазинов лишают россиян 1 триллиона рублей в год. Одна из главных хитростей — уменьшение объемов упаковок с сохранением прежней стоимости. Так, вместо литра молока в бутылке оказывается уже 930 мл, а булка хлеба становится на несколько грамм менее увесистой, чем была раньше. Является ли это нарушением закона и можно ли в данном случае подать жалобу — рассказал юрист.

Неполный литр молока: почему упаковки товаров уменьшаются незаметно для покупателей
Явление, о котором идет речь, называется шринкфляция. Суть в том, что производители стараются сдержать рост цен на свой товар и делают это за счет некоторых уловок, не всегда очевидных для покупателя. Так, вместо 0,5 литра молока или газировки в таре оказывается меньший объем — например, 0,4. Еще одна хитрость: писать стоимость 100 грамм товара вместо указания цены за всю упаковку.

Люди, не изучающие пристально каждый продукт, который кладут в свою корзину, действительно могут таких нюансов не заметить. Тем более что нарушением закона шринкфляция сама по себе не является. Если производитель открыто указывает, что в бутылке не литр молока, а чуть меньше, то все честно. Но если на таре или ценнике указано «1 литр», а на этикетке с обратной стороны приписано «объем: 930 мл», то это уже обман покупателя и основание для жалобы.

— Да, это безусловно нарушение закона — в первую очередь, «О защите прав потребителей», статьи 10. Она обязывает изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Указание разного веса товара вводит в заблуждение потребителя, что недопустимо, — отметил Алексей Слепцов, хабаровский адвокат.

Указание в магазине цены за 100 грамм, когда речь идет о штучном товаре, например, пачке печенья, тоже само по себе не запрещено. Однако и тут есть юридическое «но», так что покупателям нужно быть внимательнее. Об этом мы уже рассказывали в другом материале.

— Законодательно не запрещено продавцу указание цены в альтернативных единицах измерения, например, за 100 грамм, но только наряду с основной ценой за единицу (штуку) товара, но никак не вместо нее. Несколько лет назад в своих разъяснениях Роспотребнадзор акцентировал на этом внимание, — сообщил Алексей Цветков, директор Центра страховой защиты.

Впрочем, специалисты Роспотребнадзора в свою очередь отмечают, что шринклфляция — это, в первую очередь, иллюзия, и даже внимательное изучение упаковок не всегда помогает покупателю избежать хитростей производителя.

— Чтобы сохранить у покупателя ощущение, что он берет с полки тот же товар, что и прежде, производители, продавцы и маркетологи проявляют недюжинный креатив. Они скашивают прямые углы коробки с соком, плитку шоколада делают чуть тоньше, а бутылку лимонада преображают с помощью выпуклого дна. С непрозрачными упаковками ситуация обстоит и того проще: в пачку помещают меньше продукта — покупатель же все равно ничего не увидит. Таким же образом поступают с сыпучими товарами. Определить на глаз, сколько в пачке гречки – 1 килограмм или 900 грамм, – представляется довольно сложной задачей, — отметили в ведомстве.

Бывают и обратные ситуации, когда производитель наоборот делает большую упаковку, чтобы она выглядела внушительной и объемной, а товара туда кладут мало.

— Такое поведение можно заметить у производителей шоколада, косметических средств, витаминов и так далее. Чтобы дорогой товар купили, нужно создать у покупателя иллюзию, что заветного продукта много и его хватит надолго. К примеру, в большой и красивой упаковке может прятаться довольно скромный тюбик с кремом для рук, а в эффектной коробке – всего 100-200 грамм конфет, хотя с легкостью поместился бы целый килограмм. Человек часто «покупает глазами» – этим и пользуются маркетологи, которые делают ставку на внешний вид товара, а не на его содержимое, — объяснили в Роспотребнадзоре.

Так как же защитить себя от хитростей производителей и не переплачивать за продукты? На эту тему есть несколько советов. Главный, по словам специалистов, — не верить своим глазам.

— Большая коробка – не равно много конфет, а бутылка молока за 72 рубля не обязательно выгоднее той, что продается за 75, — сообщили в ведомстве.

Чтобы разобраться в том, выгодна покупка или нет, Роспотребнадзор предлагает пользоваться специальной формулой: цену продукта разделить на количество гр/мл, указанное на упаковке, а после умножить на 1000 гр/мл.

— К примеру, в случае с молоком объемом 900 мл за 72 рубля и объемом 970 мл за 75 рублей получится в первом случае 80 руб/литр, а втором — 77,32 руб/литр. То есть, бутылка молока объемом 970 мл выходит выгоднее на 2,68 рубля, — поделились специалисты.

По любому вопросу защиты прав потребителей можно обратиться в рабочее время на телефон горячей линии управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю: 8 (4212) 27-25-77.

Напомним, при расчетах с покупателями в большинстве случаев продавцы не выдают бумажный чек, а сначала спрашивают, нужен ли он. Однако мало кто знает, что такой вопрос является нарушением закона.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика