Top.Mail.Ru

Священные хозяева тайги впали в спячку в берлогах в Хабаровском крае


В регионе насчитывают около 18 тысяч бурых косолапых и 3 тысячи гималайских топтыгиных. Говорят, что они похожи на людей — могут быть как добродушными, так и яростными, неуклюжими и хитрыми. Как рассказали в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, 13 декабря ежегодно отмечается День медведя. К этому времени, согласно народным поверьям, медведи прячутся в берлоги, чтобы провести там зиму в спячке до самого пробуждения весной.

Медвежата рождаются у самок в самом начале зимнего периода и выбираются из берлог только с приходом тепла. Вес новорожденных обычно около 350 граммов.

Взрослый косолапый может вырасти до 3 метров в длину и набрать массу вплоть до 800 килограммов. В среднем эти животные живут от 25 до 40 лет.

Перед началом зимы медведь активно накапливает подкожный жир, который иногда достигает толщины 12 сантиметров, а его общий объём составляет примерно 40% от массы всего тела.

Сотни тысяч лет в приамурской тайге во время нереста кеты и горбуши нагуливали жир на зиму. А как опустели из-за рыбопромышленников и промышленных браконьеров нерестилища, пошли в таежные селения. Помойки для них — все равно что для российских туристов шведские столы в турецких отелях. А кто-то из зверей и на кладбища заглядывает: запах свежезарытого покойника могут учуять за восемь километров. На ягодах и кореньях много жира на зиму на запасешь.

Источник: pxhere.com
Герой сакральных миров народов Приамурья.

У народов, таких как нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи и нивхи, медведь — уважаемый старейшина, к нему обращались почтительно, используя слова вроде «мапа» или «мафа», что значит «старик». У эвенков для обозначения медведя употреблялись имена «амака», «эхэ» или «эхэк» (что также обозначает «дед» или «старик»), а медведицу называли «эбэкэ» или «эбэчи» («бабушка», «старуха»). Среди эвенков медведь почитался как дед или брат прародительницы Дантры.

В представлениях этих народов медведь считался священным повелителем тайги и ключевым мифологическим существом, напрямую связанным с обрядами, охотничьей удачей, лечением различных недугов и связью с духами предков. Существовало убеждение, что медведь способен не только даровать удачу на охоте и здоровье, но и наказывать за пренебрежение установленными традициями и нарушениями обрядов.

Удэгейские женщины носили амулеты из медвежьего клыка, веря, что он дарует женское здоровье, долголетие и символ переплетения судеб.

Негидальцы хозяина топтыгиных называли Уйгули, представляли его большим медведищем, живущим на горе. Ульчам главный дух тайги — хозяин медведей виделся в образе трёх — шести- или девятигорбого медведя.

По представлениям амурских народов подношение верховному Богу и священным первопредкам могла передать только душа убитого медведя. В честь убитого на охоте топтыгина обязательно устраивался праздник.

Для приамурских этносов медведь представлялся как таежный житель, антропоморфное существо, отличающееся от человека лишь шерстью. По представлениям нивхов, медведь был в прошлом человеком, ходил на четвереньках.

Источник: pxhere.com
Как появился хомус?

Легенда ульчей повествует о происхождении хомуса — холдэкто кункай. Согласно преданию, сильная буря была. Молния ударила в дерево, да так сильно, что сломала его. Образовался пень со щепой. Медведь сел на пень и начал по щепе бить лапой. Получалась музыка.

Ульчи это увидели и вдохновленные этим зрелищем, решили повторить действия медведя. Они изготовили подобие музыкального инструмента, отщепляя тонкие пластинки от дерева и соединяя их вместе. Приложив пластинки к губам, они начали извлекать звуки. Так появился хомус. В шаманских практиках именно этот инструмент отвечал за мир людей.

Для изготовления холдэкто кункай, по преданию, даже специально доставляли бамбук с берегов Татарского пролива. Более поздней версией инструмента стал железный хомус, получивший название муханэ.

Источник: pxhere.com
От кого произошли нанайцы?

Давно это было. В одном стойбище жили брат с сестрой. Рядом жил шаман — других людей на Амуре не было. Брат был охотником, а сестра вела хозяйство. Шаман не раз просил девушку стать его женой, но она неизменно ему отказывала. Сердце не прикажешь! Да и страшным был шаман. Лицо увилишь — ночью злые духи будут сниться.

Однажды брат отправился в тайгу за добычей, и шаман вновь пришёл к сестре с предложением выйти за него замуж. Получив очередной отказ, он разгневался, начал камланить и обратил девушку в медведицу.

Долго брат искал пропавшую сестру, но всё было напрасно. Однажды в тайге к нему подошла медведица и поведала ему правду: кто она и что произошло по вине шамана. Сестра попросила брата не идти по её следам, чтобы ненароком не убить её вместо настоящего зверя. Какое-то время брат помнил наставление, но однажды забыл и убил медведицу, даже не подозревая, что перед ним родная сестра.

Когда, разделывая тушу, он снял шкуру, перед ним предстала женщина — и только тогда он всё понял. Маленький медвежонок, оставшийся при матери, сосал её ладонь. Позднее он вырос и стал прародителем нанайского народа

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика