Хоккей с шайбой: Тамбиев дал первое интервью после отставки из «Адмирала»
Так что четыре сезона Леонида Тамбиева — целая эпоха для «Адмирала». В нее уместились первая и единственная выигранная кубковая серия против уфимского «Салавата Юлаева», восемь победных матчей в Кубке Гагарина — это в два раза больше, чем было до Тамбиева.
По потерянным очкам «Адмирал» и сейчас идет в зоне плей-офф. Но руководство клуба решило все поменять, и Тамбиев покинул пост главного тренера. Контракт с ним расторгли в понедельник, и я сразу же поговорил с 55-летним специалистом.
— Где вы сейчас находитесь?
— Я еще во Владивостоке.
— А почему задержались там на 10 дней? Вас же официально уволили только 15 декабря.
— Не хочется это ворошить. Пусть руководство клуба расскажет. В понедельник расторгли контракт, я подписал приказ об увольнении. Все согласно регламенту КХЛ.
— Какие теперь планы?
— Сейчас пока во Владивостоке. Все-таки четыре года здесь жил, нужно собрать вещи. Но в ближайшее время планирую остаться в России. Жена поедет в Ригу, а я в конце декабря полечу, возможно, в Москву — еще не решил.
— 6 декабря вы не пришли на пресс-конференцию после матча с «Локомотивом». Мне показалось, решение руководства «Адмирала» было импульсивным. А что на самом деле?
— Генеральный директор Алексей Ан зашел в раздевалку и при команде объявил о решении. Не знаю, какое оно было — импульсивным или нет. Для меня, конечно, это было неожиданно. И немного неприятно.
— А что произошло? Все-таки проиграли действующему чемпиону. Что было не так с «Адмиралом»?
— Если говорить о спортивной составляющей, то был момент из восьми поражений. У всех команд случаются травмы, но у «Адмирала» очень короткая скамейка. Не хватает игроков хорошего уровня. А на тот момент выбыли два защитника — Марио Грман и Александр Шепелев. Да, в хоккее незаменимых нет, но без них тяжело, особенно без Грмана, который набрал хорошую форму. А они выбыли на полтора месяца. Этот период для «Адмирала» получился трудным.
Проиграли «Спартаку» по буллитам, потом пять матчей на выезде. Вот и получились восемь подряд поражений к началу ноября. Но потом я выправил ситуацию. Победили «Авангард» и «Автомобилист». Команда воспряла духом, пошла хорошая реализация моментов. Два раза обыграли «Амур», зацепились за зону плей-офф.
А триггером, думаю, стало поражение от «Сочи». Вот эта домашняя серия из четырех поражений, когда уступили минскому «Динамо», СКА, «Локомотиву» и сочинцам. Здорово играл их вратарь Илья Самсонов, а нас опять подвела реализация моментов. Качество игры мне очень не понравилось, оно было плохим. Было видно, что ребята не заряжены на победу. Да, они играли, создавали моменты, не попадали в пустые ворота. Им не хватало настроя на матч. Значит, я до них не достучался или неправильно спланировали подготовку.
Против Минска играли не очень хорошо. Против СКА выглядели прилично, но не забивали. Четыре-пять раз не попадаем в пустые ворота. Я даже сказал после матча: «Ребята, как же так? Самим не обидно с такими моментами проигрывать?»
И с «Локомотивом» бились не так уж плохо. Но Ярославль нас переиграл в мелочах, потому что показал более качественный хоккей. В этой домашней серии хромала игра в неравных составах. В большинстве выглядели не очень убедительно. Да, вернулся Никита Сошников, уже играл Грман. Но видно, что они набрали игровые кондиции только к СКА и «Локомотиву». Вот я и говорю, что «Адмирал» очень зависим от всех нюансов.
— По потерянным очкам «Адмирал» и сейчас находится в зоне плей-офф. Вышли бы туда, если бы не отставка?
— Да я даже не сомневался, что будем в плей-офф. Психологически за эти четыре года меня мало что может подкосить. Я работал спокойно. Да, есть определенные проблемы с составом у «Адмирала». Они никуда не денутся. Но я знаю, как вытаскивать потенциал у каждого нашего игрока. Что они могут, а что — нет.
Я не дергался. Да, расстроился после четырех подряд поражений, особенно после «Сочи». Такой был конкретный разговор на льду с ребятами. И это сработало, на СКА вышла совсем другая команда. Но там не хватило везения.
Нет, я не терзался. Спокойно работал, готовил команду и был уверен в себе. Я не поплыл, не перегорел. Со мной все было нормально.
— А почему «Адмирал» забил только 73 гола? Это меньше всех на Востоке.
— Во-первых, это реализация голевых моментов. У меня была статистика за 28 матчей — мы только в семи уступили по броскам. Понимаю, что количество — это не качество. Но реализация у нас страдала. Во-вторых, большинство. Не скажу, что оно плохое. Но реализация… Лишний раз перекладывали шайбу, неточный бросок, прямолинейная игра, суперсейв вратаря, еще что-то. Вот эти все нюансы. Атаковали много, но надо еще и забивать.
Большая проблема «Адмирала» в том, что в топ-9 нападающих нет качественной замены. Есть обойма из девяти-десяти форвардов. И если один-два из них получают травму или заболевают, то замену найти трудно.
— Но вы сами подняли планку. Обыграли «Салават Юлаев» в первом раунде, в прошлом сезоне могли выбить «Трактор». Требования стали другими.
— Тяжело залезть в голову игрокам. И я снова не назову фамилии. Но от тех хоккеистов, которых переподписали на более выгодных условиях, ждали большего. Два-три гола от форвардов первого-второго звеньев — это катастрофически мало. Может быть, сейчас, с моим увольнением, они раскроются. Знаете, пришел новый тренер, команда перезагрузится, и ребята будут показывать тот хоккей, что и в прошлом сезоне.
А есть игроки, которые держали планку. Есть и те, кто в этом сезоне выступает даже лучше, набирают больше очков. Но есть и те, кто раньше были явными лидерами, но теперь однозначно сдали позиции. Их уровень упал, хотя они получали то же игровое время, большинство. И мое доверие к ним имелось, и конфликта не было.
— Многие вам позвонили после увольнения, поддержали?
— От игроков — многие мне написали, благодарили за работу, сказали хорошие слова. Очень много теплоты было от болельщиков из Владивостока. Присылали ролики из соцсетей, очень меня поддерживали. Все-таки четыре года работал в «Адмирале». А народ не обманешь. На улице подходят, говорят спасибо. Я сам не смотрел, но сказали, что под тысячу комментариев было в соцсетях на страничке клуба. Все со словами благодарности, поддержки в мой адрес. Это приятно.
Наверное, наступило мое время уходить. Руководство посчитало, что я не справлюсь, не выведу команду в плей-офф. Может, решили, что я подустал и пора. Но я выгоревшим себя не чувствовал.
— Я в Telegram-канале описал три пути, куда может пойти дальше Тамбиев. Во-первых, можно возглавить топ-клуб КХЛ, как Андрей Разин после «Северстали» сделал чемпионом «Металлург». Во-вторых, можно работать с командой уровня «Адмирала», но меньше летать. В-третьих, пойти в ВХЛ, где вы дважды за два года стали чемпионом. Какие у вас мысли?
— Конечно, я анализировал карьеру, записывал какие-то ошибки, что надо было изменить, что сделал правильно. Если сейчас говорить, то я не боюсь возглавить топовый клуб КХЛ. Теперь есть понимание, что и как делать, уже накоплен определенный опыт, как выстраивать команду. В первый полный сезон, когда прошли Уфу в плей-офф и во втором раунде проиграли «Ак Барсу», я еще не был готов. Теперь, по прошествии четырех лет работы в КХЛ, я нормально смотрю на эту ситуацию.
Второе ваше направление — мой принцип работы, что я требую с игроков через поставленный тренировочный процесс… Что многое губило в «Адмирале», так это перелеты. Вроде поднимешь команду на определенный уровень тренированности и физподготовки, видишь игру — и бах, перелеты, и команда падает в яму. Перелеты отбрасывали назад, и было нелегко держать игроков в хорошем тонусе. Перейдя в команду, которая меньше летает и где нет такой смены часовых поясов, будет легче. Никто не отменял специфику Дальнего Востока.
Третий вариант я даже пока не рассматриваю. Никогда не говори «никогда», конечно. Но обратно в ВХЛ — об этом сейчас не думаю.
— А откуда идут все эти разговоры, что Леонид Тамбиев — жесткий тренер?
— Мне в этом сезоне говорили, что я вообще стал мягким по отношению к игрокам. «Откуда это у вас взялось, Леонид Григорьевич? Вы почему таким стали?»
Знаете, самое важное — как ты можешь поставить игру команде, что ты требуешь, что просишь и как это выстраиваешь. Я скорее с помощников требовал больше работы, им поднимал планку, чтобы они еще больше занимались с командой, вникали в тренировочный процесс, в работу на лавке. В специфике Дальнего Востока важна каждая мелочь. Лишние 15 минут сна, как поели, как составили тренировочный процесс, как разминались.
— Четыре года перелетов как сказываются на организме? Меняется что-то? Что говорят врачи?
— В этом сезоне я уже не мог заснуть в самолете. Тяжело, особенно после матчей. Ребята все спят, а ты маешься… Режим сна сбит. А в организме нет таких уж изменений. Разве что на нервной почве. Я жаловаться не хочу. Вы же летали во Владивосток, понимаете, как это.
— Недавно я слетал в Дубай, а потом отправился в Новосибирск. Разница температур — 60 градусов, разница во времени — пять часов. Я несколько дней в себя приходил.
— Непросто, да. А ребятам еще играть. Я эту тему никогда не поднимал в раздевалке. Да, в последнее время говорил на пресс-конференциях о перелетах. Не потому, что себе соломку стелил, а чтобы игроков поддержать. Они расстраивались, когда проигрывали — и чтобы они понимали, в чем причина. И я говорил правду.
Вот команда играет заряженно. Но видно, что сказываются перелет и смена поясов, что в два ночи по времени Владивостока выходим на матч в центральной части России. Поэтому мы были не так хороши, свежи, не хватало сил на третий период.
Я хотел поддержать ребят, это чисто психология. Но никогда не говорил на пресс-конференциях, что у нас «самолетные ноги» и мы не можем играть.
— Вы провели 269 матчей с «Адмиралом», вошли в историю клуба. Что скажете болельщикам на прощанье? В каком состоянии оставляете команду?
— По поводу команды — я за нее спокоен. Думаю, что Ильнур Альфридович (Гизатуллин, исполняющий обязанности главного тренера) справится. Потому что состав хорошо подготовлен. Команда знает, как играть. Нет какого-то хаоса, плохой физической формы. В этих игроков все вложено — тем более в тех, кто в клубе не первый год. Так что здесь переживаний нет. У команды должно быть все нормально.
Но «Адмирал» — это еще и болельщики. Это люди, которые очень любят команду и сильно ее поддерживают и в победах, и в поражениях. Хочу записать видеообращение, которое должно идти от сердца, от души. Подъеду на «Фетисов Арену» и скажу на видео о благодарности и любви к болельщикам.
«Адмирал» — это вера в команду, в тренера. Когда я ехал во Владивосток, то не знал, что будет такое отношение со стороны людей. Огромное спасибо, я тронут. Ни в одном клубе ко мне так не относились. Болельщики настолько не избалованы, так ждут приезд каждой команды, так верят в своих, что ребята попадут в плей-офф и там пошумят…
Когда доводили серию до шестого матча — с «Салаватом Юлаевым», с «Ак Барсом» и «Трактором» — я радовался, что наши болельщики увидят еще один домашний матч Кубка Гагарина. Это был праздник для людей.
Конечно, частицу сердца я оставляю во Владивостоке. Проехал мимо «Фетисов» — немножко защемило. Скрывать не буду, четыре года жизни [отдал]. Это большой срок для тренера.
— Надо идти дальше. Все, что ни делается, — все к лучшему.
— Вашими молитвами.

Добавить комментарий