Что происходит с ценами на российские овощи на самом деле
В новой экономической истории России ещё не было периодов столь продолжительной дефляции цен на продовольственные товары, сообщают«Аргументы недели» со ссылкой на Общественную палату. Рабочая группа палаты по аграрно-промышленному комплексу и продовольственным рынкам установила, что в августе падение цен на продовольственную группу товаров первой необходимости составило 5,5%.
В августе в среднем по городам России подешевел картофель (на 39,7%), упали в цене капуста, свекла, морковь (на 26,9%), на рынок в изобилии стали поступать овощи нового урожая. Стало дешевле на 6% куриное мясо. Вопреки опасениям, запрет на ввоз овощей из Европы и картофеля из Египта не оказал негативного влияния на уровень инфляции.
В этом сезоне ценники местных сельхозпроизводителей удивили, а в некоторых районах даже шокировали приморцев. Потому, как рассказывает в эфире ПТР Татьяна Дубко, далеко не все жители края в пик созревания местных овощей торопятся раскошелиться.
Цены, от которых волосы дыбом. Так, жительница Владивостока Виктория Тарбеева — домохозяйка со стажем — описывает свои впечатления от похода на рынок за овощами. Ценники её просто пугают. В этом году Виктории Юрьевне пришлось и от заготовок отказаться. Даже борщовой набор тянет почти на 100 рублей.
— Посмотрите, какие цены дикие на помидоры. Куда это? Только потому, что вкусные… Странно, 80 рублей — разве это не дико? – возмущается Виктория Тарбеева.
Приморские огурчики и помидоры заметно подорожали. Овощная корзина прошлого года была не в пример дешевле. А сегодня все рекорды бьёт томат. Во Владивостоке можно встретить ценник и на 80, и даже на 120 рублей за кило. Правда, в ближайшие две недели стоимость начнёт падать, обещают аграрии. А вот огурцы, наоборот, подорожают. И лишь картофель резкие ценовые перепады обошли стороной. Разница в 10 рублей. С перцем иная картина — ценник вырос в полтора раза и на этом останавливаться не собирается.
На полях сельхозпредприятий сбор урожая в самом разгаре. Техника и бригады работают по 10 часов. Каждая смена торопится поймать солнце, иначе приморская погода может сорвать график. И без того весна 2011-го преподнесла аграриям немало сюрпризов.
— Из-за холодной весны посадки сдвинулись на 1,5 месяца. Это много. Но благодаря работе учёных вышли на плановую урожайность, – рассказывает заместитель директора по научной работе Приморской овощной опытной станции ВНИИ овощеводства Николай Сакара.
И всё же холодное межсезонье вылилось в копеечку. Производители стоимость товара подняли на 2-3 рубля. Но даже при этом цены прямо с полей по сравнению с городскими выглядят фантастически.
Почему же такие ценники жители края на прилавках не видят? Арифметика простая. Достаточно разложить стоимость по полочкам. Например, средняя цена за килограмм помидоров во Владивостоке – 40 рублей. Реальная себестоимость килограмма красненьких — 15 рублей. Эти деньги уходят производителю. Из них половину «съедает» зарплата работников, 15 процентов — удобрения и биодобавки, около 20 процентов уходят а горюче-смазочные материалы, а остальные 15 — на тару, рекламу и прочие расходы. А самый весомый и лакомый кусок достаётся посредникам. В итоге, переплачивая в два, а то и в три раза, потребитель отдает деньги не за труд, а за доставку овощей к обеду.
— Мы, товаропроизводители, считаем, что это несправедливо. Те, кто работал год, получают половину. Остальное — тот, кто донёс продукт, – комментирует председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного Собрания Приморья, генеральный директор «Приморской овощной опытной станции» Сергей Сидоренко.
На совести некоторых посредников ещё один «грех». За красивыми сочными овощами, у которых, кстати, и цена повыше, нередко маскируются зарубежные нитраты. Хотя на ярлыках и ценниках указана все те же, отечественные география и производитель. Например, овощной рынок в Уссурийске — рай для перекупщиков. Здесь – самые низкие цены. Однако товар чистокровным приморским назвать можно далеко не всегда.
— Всё выращивается здесь. Многие берут на работу иностранцев. Выращены гражданами Китая, поясняет директор уссурийского рынка «Дружба» Евгений Ким.
— Фирма, например, покупает у нас тонну моркови по нашему сертификату. Реализует несколько тонн не нашей продукции по нему же. Отследить это невозможно, – говорит депутат С. Сидоренко.
Отдельным фронтом в «овощной войне» стоят частники. Ценник на их товар всегда выше. Зато есть оправдание. Трудиться на земле хлопотно, тонны овощей на нескольких сотках не вырастишь, окупить урожай ещё сложнее, зато качество на уровне. Многие фермеры овощеводство называют занятием для души, а не бизнесом.
— У нас мало выходит. Навозу надо купить две машины. Это 8 тысяч заплати. А попробуй наторговать на 8 тысяч, – рассказывает садовод-любитель Ольга Лукаш.
По мнению покупателей, цены высокие. А вот частники считают: наоборот занижены. Тем, кто не хочет переплачивать, но любит только домашнее, фермеры советуют взять в руки тяпку и обзавестись собственной «овощной кладовой».

Добавить комментарий