Доживёт ли наша новая школа до понедельника?
Народное образование в России претерпевало реформы не раз, только в конце XVIII – первой половине XIX веков Екатерина II, Александр I и Николай I провели каждый по своей. Коренные преобразования начались в Советской России. И вот очередное реформирование, длящееся последние два десятилетия, но практически безрезультатное. Ещё 4 октября 2000 года правительство утвердило Национальную доктрину образования в России, после прерогатива реформировании отошла к президентам, в 2004 году тогдашний глава государства В. Пути говорил, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию: «…Российское образование — по своей фундаментальности — занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества абсолютно недопустима»; теперь все обсуждают инициативу следующего национального лидера «Наша новая школа». Что же происходит с отечественным образованием в канун очередного Дня знаний корреспондент ДВ-РОСС Сергей Семёнов решил узнать у специалиста, прошедшего все ступени образовательной системы субъекта Федерации – от рядового учителя до руководителя всем краевым образованием, – Константина Межонова.
Наша справка: Межонов Константин Анатольевич. Родился в г. Слободской Кировской области в семье военнослужащего, которая в силу профессии главы часто меняла своё место жительства. Школу закончил на Сахалине, высшее образование получил в Дальневосточном госуниверситете, по специальности – «физик». После работал в Дальнегорске учителем, заведовал городским отделом народного образования. Затем перешёл в краевую администрацию, руководил всем приморским образованием, был проректором ВГУЭС по довузовскому образованию. Последний чиновничий пост – заместитель главы администрации Владивостока по вопросам образования. С сентября прошлого, 2010 года возглавляет Совет Приморского краевого отделения политической партии «Справедливая Россия».
Беседу Константин Межонов начал с неутешительного вывода: система отечественного образования больна и нуждается в лечении. Нагляднее всего этот вывод подтверждают результаты исследований международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA из 65 стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности, математической грамотности и естественно-научной грамотности оказался значительно ниже, Россия закрепилась во второй половине списка.
Причина, как водится, в деньгах, в недостаточном финансировании образования – сегодня на эти цели государство тратит всего 3,5 процента ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель равен 10 процентам и даже выше. Между прочим, в Советском Союзе, напоминает К. Межонов, на образование выделялись именно такие значимые средства: от 7,5 до 10 % ВВП, что и позволило советской школе добиться успехов.
Ключевая фигура в школе, убеждён К. Межонов – учитель. В идеале это должна быть образованная, эрудированная, нравственная, творчески раскрепощённая, свободная личность. Неплохо, также, чтобы учителя в массе своей стали помоложе, не помешало бы и большее количество мужчин, которых среди учителей теперь, к сожалению, практически не осталось. Но в сегодняшней школе, при существующем размере оплаты труда педагога наивно было бы надеяться на приход, тем более массовый, в образование представителей сильной половины. Избавить учителей от необходимости думать о хлебе насущном могло бы давно предлагаемое наделение их статусом государственного служащего, но власть постоянно ссылается на нехватку для этого масштабного и затратного преобразования средств в бюджете. Получить дополнительные деньги, считает К. Межонов, помог бы прогрессивный подоходный налог, только идея эта не находит должной поддержки правящей партии.
Деньги необходимо вкладывать в людей, считает К. Межонов. Тогда обеспеченные всем необходимым для жизни и работы, учителя способны преобразить школу, сделать её действительно новой, имеющей собственное лицо.
А оно должно быть у каждой школы, считает К. Межонов, своё, индивидуальное. Чтобы учебные заведения отличались не только надписями на вывесках: гимназия, лицей или колледж, а своими программами. Преобразиться должен и внешний вид школьных зданий, и не только в крупных городах и культурных центрах, но повсюду, и так, чтобы в эти светлые красивые (красота ведь тоже воспитывает) здания, окружённые садами и цветами, просто тянуло зайти. Не говоря уж о внутреннем оснащении современным оборудованием классов, кабинетов, лабораторий, библиотек и даже коридоров и холлов. Школа должна стать современной, удобной, хорошо оснащённой, интересной, безопасной, притягательной. Кстати, не только для детей, учиться ведь никогда не поздно.
Сегодня, 1 сентября, Днём знаний начался новый учебный год. Найдите время в первые волнительные для всех учеников, давно учившихся и сегодняшних, зайти в свою родную школу, полюбопытствуйте, может, чем возможно помочь. А может вам поможет школа, наши учителя – мудрые люди. Познакомьтесь с новым вариантом закона об образовании, лишним это не окажется, а высказать своё мнение, сделать замечания и внести предложения ещё есть время, закон ведь определит, каким быть нашему обществу в будущем.
Добавить комментарий