Лишать ли пожизненно водителей прав за вождение в пьяном виде?
С предложением лишать каждого водителя прав пожизненно после того как он попался нетрезвым в третий раз выступила некая, мало кому известная общественная организация. Однако популярную идею борьбы с пьянством моментально подхватили политики.
Предложение уже поддержали в Совете Федерации и в Госдуме, которые совместно с ГИБДД в рамках обозначения борьбы с высоким уровнем аварийности традиционно идут по пути ужесточения наказаний для водителей. Накануне думских выборов такая инициатива вполне может оформиться в законопроект.
Кампанию против пьянства начал в прошлом году президент Дмитрий Медведев, когда он своим законом отменил ранее принятую допустимую норму алкоголя в крови водителей. После этого динамика ДТП с участием пьяных водителей практически не изменилась, при этом заметно выросла тяжесть последствий таких аварий. За шесть месяцев 2010-го года, когда водителям еще разрешали выпить бокал вина или бутылку пива, по вине пьяных случилось 4697 ДТП, в которых 666 человек погибли. За январь-июнь этого года таких аварий было зафиксировано 4519, а погибло в них 743 человека. При этом едва ли пьянство на дорогах можно назвать решающей проблемой аварийности. Всего за год в России случается около 200 тыс. ДТП, таким образом пьяные водители попадают всего в 2,25% аварий.
При этом почти в четыре раза больше в России гибнет людей в ДТП из-за разбитых дорог. Однако ужесточать наказания для дорожных чиновников или гаишников, которые должны отслеживать аварийные участки, ни разу не предлагалось.
Практика пожизненного лишения прав за пьяную езду есть в ряде западных стран например, в Германии и Франции. В Великобритании, где уровень употребления алкоголя на одного человека, а также количество автомобилей примерно сопоставимы с российскими, за нетрезвое вождение можно на полгода угодить за решетку. При этом пьяные ДТП в Соединенном королевстве, где принцип неотвратимости наказания не пустые слова, случаются в два раза чаще, чем в России. В нашей стране, в отличии от европейских, любые жесткие законодательные инициативы компенсируются возможностью их не соблюдать. По данным юристов и правозащитников, после отмены допустимой нормы в крови водителей сумма взятки на дороге выросла вдвое, а как видно из вышеперечисленных цифр, ситуация только усугубилась.
Кроме того, в России существует целая каста неприкасаемых, которая состоит из огромной армии судей, прокуроров и чиновников, о пьянстве за рулем которых становится известно только после совершения ими очередного ДТП.
Ужесточение наказания и тотальные запреты совершенно не действует на человека, который, находясь в пьяном угаре, садится за руль в независимости был ли он лишен прав или у него их никогда не было. И ему все равно, сколько он выпил в промиллях и что ему за это будет. Также как запрет на ночную продажу алкоголя не действует на человека, который хочет выпить. Он найдет способ купить выпивку в магазине, договорившись с продавщицей пробить чек утром, или закажет бутылку в онлайн-магазине по ночной доставке спиртного. Алкоголь, по сути, единственный доступный досуг для подавляющего большинства россиян. В стране нет спортивных площадок, отсутствует инфраструктура для безалкогольных развлечений, а бутылка пива стоит дешевле, чем бутылка воды.
Поэтому любые радикальные меры властей в отношении борьбы с алкоголизмом, будь то бытовое пьянство или пьянство за рулем, приводят к обратному эффекту: росту преступности, коррупции и смертности на дорогах. Прежде чем ужесточать санкции в отношении рядовых граждан, чиновникам предстоит решить массу социальных проблем, из-за которых население спивается, побороть взяточничество и отказаться от привилегий на дорогах. Впрочем, эти меры кажутся утопией, в отличие от пожизненного лишения водителей прав.
Новость на сайте «Газеты.Ru»
Добавить комментарий