Что с Вечным огнём во Владивостоке?
Тем, что нам свято будем гордиться. Только что теперь свято?..
Только после филиппики главы государства в городе воинской славы, единственном за Уралом и в Тихоокеанской России, осознали, что огонь не просто называют Вечным. Занятые решением глобальных проблем и воплощением грандиозных замыслов, местные власти, чиновники, правоохранительные органы и иже с ними моментом нашли время заняться таким «пустяком» и решить вопрос. Но не до конца – во Владивостоке, похоже, все напрочь забыли о другом монументе, у подножия которого и был впервые зажжён Вечный огонь. Корреспондент ДВ-РОСС Сергей Семёнов напоминает, что речь идёт о памятнике морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Появление этого памятника в нашем городе, ставшим в годы войны основным портом страны, через который шла бОльшая часть грузов по ленд-лизу, было закономерно. Далёкий от фронтов и непосредственных боевых действий, Владивосток оказался в самом центре морской войны. В неравных схватках с подводными лодками фашистов, вражескими кораблями и авиацией от торпед и мин погибло более 400 моряков-дальневосточников и 25 судов Дальневосточного морского пароходства. 1 893 гражданских моряка ДВМП были награждены орденами и медалями, четверо удостоены звания Героя Советского Союза.
Место для возведения выбрали на бывшей Соборной площади Владивостока, много чего повидавшей за свой век. Открыли памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, в 1967 году, естественно, в победном мае. А через восемь лет, в год 30-летия Победы у его подножия зажгли и Вечный огонь, доставленный на берега Тихого океана от могилы Неизвестного солдата у Кремлёвской стены. Церемония была не просто торжественной – трогательной, на неё собрались ветераны войны и ДВМП, работники пароходства, военные моряки, курсанты тогдашнего Дальневосточного высшего инженерного морского училища, ДВВИМУ имени Г.И. Невельского, пионеры, партийные и советские руководители края и города, жители Владивостока. Величественно звучал реквием, произносились речи, к бронзовым доскам с именами героев и названиями кораблей возлагали цветы, у Огня выставили Почётный караул поколений…
Закончилось торжество. Разошлись люди. Увяли цветы. Потом сняли караул. Пропала музыка. А однажды погас и Огонь – уж больно на продуваемом месте установлен памятник, шквальные порывы ветра, которые как-то не учли проектировщики и строители, сорвали Пламя… Но тогда совсем рядом находился горком КПСС (из окон которого монумент хорошо был виден), одного звонка простого инструктора вполне было достаточно, чтобы Огонь не исчезал.
Но вот «свежий ветер перемен» сдул и сам горком, и советскую державу в небытие. Дальневосточное пароходство из государственного стало частным – акционерной компанией. Новым хозяевам, в особенности иностранным держателям акций, показалось накладным заботиться о памятнике героям-морякам и памяти о великом государстве и его вкладе в победу над фашизмом. Господам судовладельцам стало жалко денюжков. И хотя патриотическая риторика в речах и государственных деятелей, и представителей крупных компаний, и простых сограждан сохранилась, рынок заставил всех поступать по-другому. В итоге с мемориала моряков Дальневосточного пароходства украли… бронзовые памятные плиты с названиями погибших судов и именами членов их экипажей.
К памятнику морякам в морском городе давно уже перестали приезжать молодожёны. А сам он оказался под мостом – новое время, убеждают нас, открывает перед Владивостоком, Дальним Востоком, Россией новые пути к новым высотам и достижениям. И строящаяся переправа через бухту Золотой Рог, как обещают, станет мостом в новую, богатую жизнь.
О памятнике морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны, похоже, забыли. Совсем недавние споры о его дальнейшей судьбе, вызванные началом строительства моста, сами собой прекратились, монумент чуть передвинули в сторону, выведя его непосредственно из-под моста. А про Вечный огонь и вовсе не вспоминают, вроде того, что хватит городу и одного Огня. Между тем, в пылу дискуссий о новом месте установки бронзовых моряков взять их под свою охрану и опёку брался Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского (бывшее ДВВИМУ).
И вот на Вечный огонь, вернее, его местную владивостокскую «невечность», обратил внимание глава государства (что вполне естественно – он ведь подписывал указ о присвоении Владивостоку звания «Город воинской славы»). Дмитрий Медведев потребовал от губернатора Приморья Сергея Дарькина наказать виновных, Вечный огонь тут же зажгли, городская администрация оперативно согласилась отвечать за памятник до завершения его передачи муниципалитету, а прокуратура начала проверку. Губернатор немедленно поручил руководству «Приморского газа» (между прочим, открытого акционерного общества) уволить виновных в отключении Вечного огня… В многочисленных сообщениях по поводу скандала сообщается, что «Вечный огонь начал функционировать в регулярном режиме с 7 мая 2010 года, когда ветераны привезли частицу Вечного огня с могилы Неизвестного солдата в Москве». То есть, до этого он горел в режиме «то потухнет, то погаснет», что нисколько не беспокоило ни губернатора, ни градоначальника, ни командование ТОФ, ни прокуратуру… Кстати, если с памятником морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны в советские годы соседствовал горком партии, то рядом с флотским мемориалом сегодня находится приморское представительство дальневосточного полпреда президента.
Первый зампред правительства России Игорь Шувалов назвал случившееся позором, заметив, что «Никакие наказания не заместят морального ущерба, который понёс город Владивосток, форпост России на Дальнем Востоке. В городе военно-морской славы такая история не должна повториться больше никогда и ни при каких обстоятельствах».
Однако она повторяется на примере памятника морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны…
А на бронзовых плитах у подножия памятника для потомков начертано:
О вечной славе говори гранит,
Огонь в сердцах потомков будь свяшенным…


Добавить комментарий