Биологические ресурсы России без активного развития «зелёной» экономики скоро истощатся
С.Бобылев отметил, что его абсолютно не радует тот факт, что Россия является ведущей державой в вопросах экспорта энергоресурсов. «Давайте сохраним роль энергетического донора мира, но давайте это экспортировать за счёт энергосбережения», – пояснил эксперт.
«С точки зрения экологии, наверное, Россия как ведущий экспортёр энергоресурсов – это не очень хорошо, потому что любая добыча дополнительных ресурсов – это создание дополнительной нагрузки. В последние 20 лет идёт чёткая тенденция, растут два сектора в экономике – энергетика и металлургия. За время кризиса их нагрузка ещё более увеличилась, но они выжили. К сожалению, вот то, что произошло в отличие от всего мира: те, кто занимали деньги, наши ведущие компании, их государство поддерживало. А вот на несчастную перерабатывающую, обрабатывающую, инновационную, модернизационную промышленность они денег не занимали и их не поддерживали. То есть, на мой взгляд, наша экономика стала ещё тупее и грязнее, если так можно сказать. И самое страшное для экологии страны, для охраны окружающей среды – такое антиэкологическое развитие трендов в современной экономике», – отметил С.Бобылев.
Для примера были приведены цифры по образованию отходов потребления в России: добыча полезных ископаемых – 3 миллиарда 350 миллионов тонн отходов, обрабатывающее производство – 277 миллионов тонн, сельское хозяйство – 68 миллионов тонн, электроэнергетика – 68. А выбросы загрязняющих веществ в атмосферу исчисляются миллионами тонн: в металлургии – почти 4,5 миллиона тонн в атмосферу, в нефтегазодобыче – 3,5 тысячи тонн.
На вопрос, являются ли «адекватной платой» за 4-процентный рост ВВП «огромные выбросы, которые уничтожают там всё: воздух, флору, фауну, людей, воду…», С.Бобылев заявил, что недавно Минэкономразвития опубликовало «замечательные цифры»: изменение цены на 1 баррель нефти на 10 долларов означает изменение ВВП на 0,4-0,5%.
«Я экономист, но ВВП, мне кажется, – антиэкологичный показатель. И для стран с большим природным капиталом и с социальными проблемами вообще ВВП не должен быть главным показателем, а должен быть где-то второй-третий очереди», – заметил эксперт. В этой связи он сообщил, что «развитые западные страны затачивают свою промышленность под абсолютно новый тип экономики».
Он также напомнил доклад двух лауреатов Нобелевской премии о новых подходах к развитию. «Там, в частности, отмечается, что, когда мы говорим о развитии, мы должны учитывать экологический фактор, качество жизни и вычитать из традиционных показателей истощение природного капитала. То есть мы сейчас живем в глубоком минусе», – подытожил С.Бобылев.
«На износ», – добавил Виктор Геращенко и подчеркнул, что при расчете ВВП страны и всяких экономических показателей необходимо учитывать показатели истощения природных ресурсов. «Истощение – это невозможность жить нормально в будущем нашим детям и внукам. И, конечно, мы должны об этом задумываться, потому что у нас зачастую бывает так, что природные ресурсы берутся хищническими методами, совершенно не задумываясь, что будет завтра»,– отметил В.Геращенко.
«На мой взгляд, – подхватил С.Бобылев, – самое главное, как ещё говорили во времена перестройки, – надо изменить мышление. Нам надо сделать новое экономическое зеркало для всего – для экологических проблем, для социальных проблем, то, что традиционные экономические показатели абсолютно не отражают».
В свою очередь В.Геращенко объяснил проблему изменения мышления. «Вот раньше было чётко: уходя, гасите свет, с детства этому учили. И сейчас надо работать в этом же направлении. А предприятия мотивировать к энергосбережению традиционным способом. Если, допустим, на твоём металлургическом производстве ты даже при увеличении производства имеешь энергосбережение, значит, тот же налог должен быть для тебя ниже. Вот и всё. Вот в этом должна быть заинтересованность предпринимателя», – подчеркнул он.
По оценке Всемирного банка, с 1981 по 2005 год на фоне роста мирового ВВП более чем в 2 раза 60% флоры и фауны Земли пришло в упадок. Прогнозы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сигнализируют о том, что если ситуация кардинально не изменится, то к 2050 году планета лишится двух третей животного и растительного мира. Ответом на этот вызов стало появление «зелёной» экономики. Она, как рассчитывают эксперты, должна создать фактически безотходный производственный цикл, который будет наносить минимальный ущерб природе.
http://top.rbc.ru/economics/04/10/2011/618679.shtml

Добавить комментарий