Top.Mail.Ru

11 ноября в Гонолулу открывается 19-й саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, в котором Россия торгует своим пространством

А пока нам на пятки наступает Китай, активно строящий свой транспортный коридор – через Казахстан в обход России

Среди стран – членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) роль России проста: служить мостом между Европой и Азией. Такую экономическую перспективу обрисовали эксперты накануне ежегодного саммита организации, который пройдет 11 ноября в Гонолулу.

Впрочем, даже эту скромную роль можно потерять, учитывая, что Китай активно строит свой транспортный коридор – через Среднюю Азию и Казахстан в обход России, отмечает «Независимая газета». Главным вопросом предстоящего саммита скорее всего будет спор США и КНР по поводу курса юаня, пишет Сергей Куликов.

«Чтобы торговать пространством – одним из главных преимуществ России, – надо строить аэропорты, железные дороги, морские порты, – заявил вчера в РИА Новости заместитель директора Института Дальнего Востока РАН доктор экономических наук, профессор Андрей Островский.

– Но и здесь у нашей страны проблем предостаточно. На Транссибе средняя скорость составляет менее 50 километров в час, тогда как на китайском аналоге превышает 100 километров в час. И один лишь Даляньский порт в КНР по длине причалов превосходит все наши аналогичные сооружения. Надо вкладывать деньги, в том числе и в Северный морской путь. Оптимальная форма развития инфраструктуры – государственно-частное партнёрство (ГЧП). Но сегодня наши законы таковы, что никто ничего инвестору гарантировать не может. Но без таких гарантий нет и инвестиций. Так что «торговать пространством» и развивать территории Дальнего Востока сегодня невозможно».

По мнению профессора Островского, ориентироваться Россия должна не на Европу, отягощенную грузом непосильных проблем, а на Азию, где наблюдается бурный рост. В этой связи учёный выделил пять основных направлений сотрудничества: энергетический сектор, транспортная инфраструктура, продовольственная безопасность, инновации, сотрудничество в разработке и производстве новых видов материалов.

Впрочем, как отметил ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Александр Апокин, вопрос о так называемом мосте, которым хотела бы стать Россия, открыт. «Сегодня Китай продолжает строить свой транспортный коридор в Европу – через Казахстан в обход России», – уточнил он. И ещё неизвестно, кто в итоге победит в гонке за право называться мостом между Европой и Азией.

Как считает заместитель директора Института США и Канады доктор экономических наук, профессор Виктор Супян, АТЭС – это не интеграционная группировка, а всего лишь объединение стран, у каждой из которых есть свои интересы. «Тем не менее – это хорошая площадка, – уверен он. – К тому же для России очень важным может стать 2012 год – впервые у нас будет проведён саммит АТЭС. Россия может стать сухопутным мостом между Европой и Азией. Но АТЭС – это не только азиатские страны, это и США, и страны Латинской Америки. И я бы не стал утверждать, что необходим поворот от Европы, которая сегодня занимает более 50 процентов нашего внешнеторгового оборота в сторону Азии».

С этим мнением согласен глава Центра экономических исследований Института Латинской Америки Вадим Теперман. «Предлагаемая сегодня России переориентация с Запада на Восток – нереальна, – полагает эксперт. – Европа на ближайшие 50 лет будет основным торговым партнёром России. При этом у нашей страны уникальное положение – между Европой и АТЭС».

Как подытожил Андрей Островский, от ближайшей встречи в Гонолулу России ничего ждать не стоит. «Диктовать повестку будут американцы, поскольку встреча проходит на их территории; а у США свои цели, – напоминает он. – Главная из них – попытаться убедить Китай ревальвировать юань».

По мнению помощника президента России Аркадия Дворковича, основными темами предстоящей 19-й встречи форума АТЭС станут обеспечение экономического роста и занятости, повышение энергобезопасности, а также сближение национальных систем госрегулирования экономики. Кроме того, на саммите будет объявлено о приоритетных направлениях деятельности работы форума в период председательства России в АТЭС в 2012 году.

Лидеры экономического роста АТЭС
Страна Рост ВВП, %
2011 год 2010 год
КНР 10,3 9,5
Папуа – Новая Гвинея 7 9
Чили 5,2 6,5
Индонезия 6,1 6,4
Перу 8,8 6,2
Гонконг, Китай 7 6
Вьетнам 6,8 5,8
Сингапур 14,5 5,3
Малайзия 7,2 5,2
Филиппины 7,6 4,7
Россия 4 4,3
Республика Корея 6,2 3,9
Мексика 5,4 3,8
Таиланд 7,8 3,5
Бруней 2,6 2,8
Канада 3,2 2,1
Новая Зеландия 1,7 2
Австралия 2,7 1,8
США 3 1,5
Япония 4 –0,5
Источник: МВФ

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика