6 января православные отмечают Рождественский сочельник – канун Рождества Христова, одними из первых праздник встречают жители Приморья
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит литургию сочельника в храме Христа Спасителя. Здесь же в десять часов вечера он начнёт главное ночное богослужение в честь праздника. А вечером 7 января Предстоятель возглавит Рождественскую Великую вечерню. Праздничные службы будут совершаться ночью и утром почти в 30 тысячах храмов Русской православной церкви по всему миру.
Одними из первых на сочельник соберутся православные Приморья. Богослужения архиереев Владивостокской епархии, накануне и в день Рождества, состоятся в следующих храмах епархии.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин совершил утром Божественную литургию в Успенском храме Владивостока.
Лишь несколько минут назад в Покровском кафедральном соборе Владивостока началось Всенощное бдение.
После 23 часов в храмах Владивостокской епархии начнётся праздничная Рождественская Божественная литургия. Владыка Вениамин совершит Рождественскую Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе, Преосвященнейший владыка Иннокентий – в Свято-Никольском кафедральном соборе.
Днём 7 января митрополит Вениамин ещё раз поздравит жителей и гостей Владивостока с Рождеством Христовым.
Городские торжества начнутся в 14 часов на центральной площади краевого центра Приморья. В храмах Владивостокской епархии состоятся вечерние праздничные богослужения. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и викарий епархии епископ Иннокентий совершат соборное великое Рождественское Всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе, начало в 16.00.
По уставу православной церкви, празднику Рождества предшествует 40-дневный Рождественский пост. Накануне Рождества, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.
Лишь при появлении первой звезды – символа звезды Вифлеемской – можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с мёдом и фруктами). Отсюда и название этого дня – сочельник.
Ужин в сочельник – главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками, а иногда на улицу выходили и всей семьей. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд – по числу апостолов, – и все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7 числа.
Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем всё семейство принималось за трапезу. Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Эти блюда имели символическое значение: кутья – неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребёнка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.
Порядок приёма пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копчёная и солёная, икра и селёдка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу – пирожки с грибами и капустой. Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.
Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.
Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Согласно евангельскому преданию, когда правивший Иудеей римский император Август объявил перепись населения, и каждый должен был записаться именно там, откуда он был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском – вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.
Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещённые Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды.
Как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова было установлено ещё в IV веке.
Добавить комментарий