Приморский краевой Институт Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования проанализировал с учителями способность школьников к социальному действию
В ходе апробации Системе оценки качества образования (СОКО) во всех школах на малых педсоветах учителей, работающих в пятых и десятых классах, обсуждались целесообразность и актуальность отобранных для СОКО показателей и индикаторов, методики их расчёта. Подробнее об этом рассказывает методист отдела мониторинговых исследований Регионального центра оценки качества образования ПКИППКПРО отличник народного просвещения Зоя Григорьевна Вишневская.
По мнению учителей, наряду с предметными компетенциями (данные ЕГЭ и ГИА-9) необходимо оценивать и метапредметную (надпредметную) общеобразовательную подготовку учеников: способы организации собственной учебной деятельности, умение ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать, рефлексировать; уровень владения креативными навыками, способность действовать в нестандартных ситуациях, проявлять инициативу; уровень сформированности информационных и коммуникативных компетенций, например, умение взаимодействовать, в том числе с людьми других культур.
Оценке подлежат также общекультурные, духовно-нравственные основы жизни человека, основы семейных, социальных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, забота о собственном здоровье. А также социальные компетенции, выполнение различных социальных ролей: гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, члена семьи и т.д.
Знание прав и обязанностей в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений и другие.
Главным критерием качества образования (по Федеральному государственному образовательному стандарту) является способность выпускника к социальному действию, к накоплению опыта успешного применения полученных знаний в реальной жизни, в нестандартных жизненных ситуациях, в условиях неопределенности, где необходимо будет демонстрировать не только предметные, но и надпредметные компетенции. К такому выводу пришли педагогические коллективы всех образовательных учреждений, участвующих в апробации.
Предложенная система оценки позволила увидеть уровень сформированности компетенций по каждому индикатору как каждого ученика, так и класса в целом (средний балл). Полученные результаты могут использоваться для формирования рейтинга учеников класса, рейтинга классов в параллели, в школе.
Обобщённый анализ результатов самооценки (только по этой части заданий) дал возможность выявить следующие дефициты, характерные для многих 10-классников:
— поставить задачу, выработать гипотезу, выбрать метод решения;
— разработать проект и работать в команде;
— равномерно распределять внимание на большой период времени;
— аргументированно отвечать на вопросы.

Добавить комментарий