Владивостокский трамвай выгоднее, удобнее и экологичнее, чем автобусы. Но городская власть все это не приняла во внимание, убирая вагоны и вырывая рельсы «с мясом» с дорог города
Во Владивосток 29 ноября 2011 года трансокеанским рейсом из Европы через Японию прибыл грузовой паром, на борту которого — 32 пассажирских автобуса сборки 2011 года всемирно известной немецкой марки MAN. По информации пресс-службы администрации Владивостока, автобусы должны пополнить парк муниципального пассажирского автотранспорта краевого центра Приморья, передает ДВ-РОСС.
Пока одно прибывает, другое убывает. Во Владивостоке из четырех трамвайных маршрутов остался только один: «Стадион – Мингородок». Существование трамвайного маршрута № 7 «Баляева – Вокзал» прекращено с 01.09.2009 года Постановлением главы города № 949 от 24.08.2009 года, аналогичным образом трамвайный маршрут № 4 «Сахалинская-Вокзал» перестал функционировать с 10.07.2010 года на основании аналогичного документа № 760 от 08.07. 2010 года. Демонтированы трамвайные пути на Алеутской, Светланской, Океанском проспекте, Третьей Рабочей, а также в районе остановки «Школьная» до Сахалинской, где прокладывается система напорной канализации в рамках строительства очистных сооружений и подготовки к саммиту АТЭС.
Подразумевалось, что, убрав трамвай с проезжей части, можно будет избежать пробок. На маршруты выйдет больше рейсовых автобусов. При этом о том, что замещение рельсового транспорта большим числом автобусов по логике вещей не приведет к значительному снижению плотности транспортного потока, никто из инициаторов «трамвайного дела» как-то не подумал.
Вместе с тем инициативной группой жителей города Владивостока было подготовлено и направлено обращение в органы власти города и края. Люди просят вернуть трамвай на улицы краевого центра.
В своем ответе на данное обращение в администрации Владивостока подчеркивают, что «в условиях города с насыщенным автомобильным и автобусным движением за последние годы произошло резкое снижение доли пассажирских перевозок электрическим транспортом». Как оказалось, в городе нет места старому доброму трамваю, который перевозит по рельсам пассажиров с октября 1912 года – в этом году трамваю во Владивостоке исполняется 100 лет.
О преимуществах трамваев рассказал специалист – генеральный директор ООО «Дальвострой» Александр Шестун.
Александр Шестун обратил внимание на несколько факторов. Первым он назвал экологический. От трамвая никаких выбросов и выхлопов. Второй фактор, по его мнению, самый важный – электрический транспорт дешевле по трем причинам.
«Первая – зарплата водителей. Известно, что водитель трамвая получает меньше водителя автобуса. Но даже если бы они зарабатывали одинаково, роль играет другой фактор: в трамвай помещается в два-три раза больше пассажиров, чем в южнокорейский автобус. Более того, трамвай может ходить двумя вагонами. Тогда в него вмещаются уже в четыре-пять раз больше пассажиров. А раз водитель перевозит больше пассажиров — значит, составляющая на зарплату становится меньше», — объяснил Александр Шестун.
Он добавил, что использование электричества обходится дешевле, чем дизельное топливо.
Третья составляющая – амортизация. «Известно, что трамвай и троллейбус эксплуатируются 20 лет, а корейский автобус – 7-9 лет. А стоимость у них примерно одинаковая. Значит, амортизация в два раза дешевле», — сказал Александр Шестун.
Немаловажный аспект в деле перевозок – безопасность. Как отметил собеседник информационного агентства, только одно автобусное предприятие является муниципальным — ВПОПАТ. Остальные 90% автобусов принадлежат коммерческим фирмам. «Насколько мне известно, перед выходом на линию водители не проходят медкомиссию. Не проходят и ежегодное обучение. А водителей трамваев и троллейбусов врач всегда проверяет перед выходом на линию. Они также получают профобразование. В плане безопасности электрический транспорт превосходит корейские автобусы», — рассказал Шестун.
По его мнению, восстановить трамвайные пути можно: к примеру, на участке «Мингородок – Сахалинская» это просто необходимо. Согласно данным средств массовой информации, трамваями маршрута № 6 перевозилось за неделю около 200 тысяч человек. Приводимая здесь статистика, безусловно, свидетельствует о том, что граждане часто предпочитают именно этот вид транспорта. Но, несмотря на это, во Владивостоке продолжают делать упор на автобусный транспорт, ликвидируя и уничтожая трамвайный. Правда, в администрации Владивостока сообщили, что после завершения строительных работ по улице Борисенко движение трамваев по маршруту № 6 «Мингородок – Сахалинская» планируется возобновить. Однако, по словам Александра Шестуна, договор с «Примводоканалом» был заключен на демонтаж путей. Договор на монтаж полотна после того, как предприятие проложило два коллектора, до сих пор не подписан.
«Даже если где-то трамвай мешает, совмещен с автодорогой, ничего не мешает пересмотреть транспортную схему, и на участках, где он идет отдельно от автотранспорта, его эксплуатация была бы уместна в нашем городе. Это на «Мингородок», Сахалинскую. Где трамвай идет с автомобильным транспортом, можно было сделать однопутную, закольцевать дорогу, чтобы он в одну сторону ходил», — отметил Александр Шестун.
Далее собеседник привел ряд примеров. В частности, рассказал, что в Париже тоже отказались от трамваев. А потом, через 40 лет, снова запустили.
«Берем даже ближайшие города – Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Трамваи там есть, никто не думает о том, чтобы их убирать. Почему-то в тех городах думают так, а у нас иначе», — рассуждает Александр Шестун.
В заключение он отметил, что теперь люди переплачивают за проезд на общественном транспорте в два раза: проезд в автобусах стоит пятнадцать рублей, а поездка в трамвае по-прежнему обходится в восемь. Похоже, не всегда во Владивостоке учитывают мнение граждан, даже почтенного возраста, которые предпочитали пользоваться электрическим транспортом.
Исходя из данных статистики, до реконструкции путей получалось, что в месяц только на маршруте № 6 перевозилось 800 тысяч человек. В год выходило, что услугами трамвая пользовались не менее 9,5 миллионов человек. Умножив это число на цену проезда – 8 рублей, получаем сумму в 76 млн. рублей. Именно столько могло приносить в бюджет города полноценное функционирование маршрута.
А сколько могли приносить доход городу прочие маршруты, которые принесли в жертву увеличению количеству автобусов? Стоит отметить, что во Владивостоке лишь одно предприятие-перевозчик «ВПОПАТ-1» является муниципальным. Основная часть, примерно 90% автобусов принадлежит частным фирмам. Перевозки, по сути, перешли полностью в руки частников. Соответственно, доход города за услуги перевозок весьма ничтожный. Миллионы теперь идут на счета определенных лиц. Да и чем больше перевозчиков, тем сложнее их проверять и контролировать.
Вместо трамваев город наводнили «бэушные» корейские автобусы, которые на некоторых остановках собираются штук по пять и выстраиваются в несколько рядов, стараясь заманить больше пассажиров, но затрудняя проезд другим участникам движения. Едва ли это разумный метод борьбы с пробками.
Огорчает и тот факт, что трамваи в городе «бомжуют» под открытым небом. Будь то дождь, снег, лютый ветер или крепкий мороз, эти верные спутники истории Владивостока стоят на улице, подвергаясь воздействию сурового приморского климата. Это приводит к тому, что износ их значительно увеличивается. До своего единственного ночлега – депо на Сахалинской – вагоны не могут доехать по той причине, что из-за ремонтных работ, проводимых КГУП «Примводоканал», рельсы на участке от Борисенко до Сахалинской были демонтированы.
Трамваи на улице становятся легкой мишенью вандалов, которые считают, что разбить окна или фары – это очень «крутой» поступок. В свою очередь, отсутствие фар у трамваев может привести к ДТП. В темное время суток, когда автомобили пересекают трамвайные рельсы при повороте с улицы Луговой мимо озер на улицу Карскую, трамвай без фар заметить сложно. Более того, у трамвая есть преимущество перед автотранспортом. Поэтому он и двигается с учетом того, что, заметив его, машины уступят дорогу.
Вместе с тем, в администрации Владивостока сообщают, что решается вопрос об организации движения трамваев по маршруту «Луговая – Корабельная Набережная» (по берегу бухты Золотой Рог) с выделением трамвайного пути в обособленное полотно. Прорабатывается возможность строительства выделенной двусторонней линии для движения легкоскоростного трамвая на резиновых колесах… Это – в планах. Ну а пока в жители краевого центра Приморья будут отмечать 100 лет со дня создания трамвая во Владивостоке, пользуясь единственным оставшимся трамвайным маршрутом, сообщает РИА «Дейта».

и в Сан-Франциско трамвайчики идут.И так уютно,удобно,как когда-то во Владивостоке.