Top.Mail.Ru

Уровень толерантности десятиклассников Приморья существенно разнится: высокая этническая терпимость соседствует с социальной нетерпимостью

В рамках апробации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и системы оценки качества образования (ОКО) отделом мониторинговых исследований Регионального центра оценки качества образования Приморского Краевого Института Переподготовки и Повышения Квалификации Работников Образования (ПКИППКРО) проведён опрос десятиклассников из 21 школы и гимназии в городах Арсеньев, Владивосток, Находка и Уссурийск. Школьникам предложили анонимно ответить на вопросы, касающиеся этнической и социальной толерантности. Результаты оказались неожиданными для исследователей.

Напомним, что Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. У нас в стране несколько лет действовала Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)». Однако, как показали события недавнего прошлого, в первую очередь, в обеих столицах, с терпимостью у нас не всё так безоблачно. Национальному вопросу посвятил отдельную программную статью избранный президент В.В. Путин. Терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений, пока не смогли стать нормой жизни. Так, школьники Приморья оказались более терпимы к этническим переселенцам, но менее отзывчивы к проблемам иных социальных групп.

Как рассказала методист отдела мониторинговых исследований Регионального центра оценки качества образования ПКИППКРО отличник народного просвещения Зоя Григорьевна Вишневская, для выявления уровня толерантности десятиклассников использовался экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Авторы методики: Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова). Школьникам предложили анонимно ответить на вопросы экспресс-опросника.

Для качественного анализа выявленных результатов оценки толерантности авторы исследования использовали разделение на субшкалы.

Субшкала «Этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Неожиданно для авторов индекс этнической толерантности оказался высоким – 40,6 балла. Десятиклассники продемонстрировали доброжелательность, вежливость и терпение, высокий уровень сопереживания. 65,8% имеют или хотели бы иметь среди друзей людей разных национальностей. А 47,4% даже готовы принять в семью человека другой национальности. 84,2% убеждены, что конфликты на межнациональной почве – это плохо, они недопустимы.
Вместе с тем, каждый третий (34,2%) респондент считает нормальным думать, что его народ лучше, чем другие. 71,0% убеждены, что к некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться.




Показатель же субшкалы «Социальная толерантность» составил всего 14,2 балла, что является низким уровнем толерантности. Эта субшкала выявляет сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных социальных групп, толерантные и интолерантные проявления в отношении различных меньшинств, преступников, психически больных людей, инвалидов, бездомных и т.д.

Как оказалось, 63,2% опрошенных неприятно общаться с неопрятными людьми. 55,2% убеждены, что нищие и бродяги скорее сами и только сами виноваты в своих проблемах. 57,8% согласны с утверждением, что беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным.

Субшкала «Толерантность как черта личности» включала пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Здесь индекс терпимости оказался самым высоким – 43,6 балла. 78,9% опрошенных 10-классников считают, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение. 92,1% готовы выслушать другие точки зрения. 89,5% не согласны, что в споре правильной может быть лишь одна точка зрения.
Вместе с тем 68,4% старшеклассников чаще отвечают грубостью на грубость. 21,0% готовы отомстить другу за предательство. У 10,5% респондентов вызывает раздражение, если человек думает не так, как он.

Авторами исследования определен индекс толерантности старшеклассников Приморья, он равен 98,4 балла. Это высокий уровень. Он говорит о том, что участники опроса обладают выраженными чертами толерантной личности. Для них свойственны такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество, опека. В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, поскольку именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень сочувствия, сопереживания, умения чувствовать партнёра, принимать его таким, каков он есть.

Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное её планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения может быть охарактеризован контактностью, доброжелательностью (отсутствием агрессии, в том числе и самоагрессии). отсутствием тревожности. мобильностью действий. вежливостью (учтивостью). терпением. доверительностью. социальной активностью.
Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, является естественной этической нормой. Это умение прийти на помощь.

Однако авторы исследования отмечают, что несмотря на общую благополучную картину – высокий индекс толерантности – очень настораживают ответы на отдельные утверждения, связанные с понятиями добра, справедливости, сочувствия. Толерантность требует культивирования, так как феномен толерантности в самом широком смысле этого понятия является одним из стержневых в формировании современной личности ученика.

По материалам апробации системы оценки качества образования (СОКО)




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика