Top.Mail.Ru

Сын главного полицейского Приморья вне подозрений?

ВИП-ДТП на шаморовской трассе: Водителю не повезло оказаться на пути сына главного полицейского Приморья А.Николаева. На данное рядовое ДТП, одно из тысяч, выезжал лично и.о. начальника ГИБДД УМВД по ПК И.Ефименко, хотя ДТП не из числа тяжких, а вполне рядовое, одно из тысяч. Исход суда предсказуем: все ходатайства были отклонены, ни на один «неудобный» вопрос обвиняемый не получил ответа

Никакой особой интриги то сентябрьское происшествие не сулило, обычное ДТП: мотоцикл при обгоне въехал в поворачивавшее с основной дороги авто. И в принципе всё было очевидно, с десяток свидетелей и подоспевший на место наряд ДПС сошлись в первой оценке — виноват юный байкер, отделавшийся переломом ключицы… Интрига возникла, когда на место, в общем-то, рядового дорожного происшествия примчалось почти всё гаишное начальство. Выяснилось, что улетевшим в кювет мотоциклом рулил не абы кто, а сын начальника УВД Приморья Руслан Николаев шестнадцати лет от роду.

Оказавшийся на пути генеральского сына автомобилист тут же стал виноватым.

ДТП

Алексей Шаповалов — автомеханик — проводив дочку в школу, в то сентябрьское утро на своем пикапе Ford F350 возвращался по шамаровской трассе (ул. Шевченко) домой. Собственно, «трассой» эту дорогу назвать сложно: обычная двухполоска, на значительной части (от КП «Шамора» до гострассы М60) — сплошная белая «разделительная» и знаки «Обгон запрещен», так что особо не разгуляешься. А тут еще здоровенный мусоровоз на подъеме пыхтел…

— Колонна машин за КамАЗом вытянулась приличная, скорость была километров пятьдесят, — рассказывает Алексей Шаповалов, — но обгонять никто не решался: во-первых, запретительный знак и сплошная полоса, во-вторых, реально опасно (дорога узкая, обзор «никакой») – и вообще, там гаишники лихачей постоянно ловят, так что ехали все «гуськом». Мне надо было сворачивать к дому, я занял крайнее левое положение, включил левый поворотник и ближе к перекрестку притормозил. Потом вовсе остановился: из-за мусоровоза встречная полоса не просматривалась, решил его «отпустить». А поскольку машина у меня леворульная, всё хорошо было видно: ни сзади, ни впереди помех точно не было. Когда начал маневр, в зеркало заднего вида увидел, что из колонны на встречную полосу выруливает мотоцикл и пытается на приличной скорости обогнать колонну. Я ударил по тормозам, и в принципе на дороге оставалось достаточно места, чтобы меня объехать, но, видимо, из-за скорости водитель не сориентировался, зацепил мое левое зеркало, и мотоцикл «повело»… Метров через сорок он оказался в кювете, — рассказывает Алексей.

Ту же картину «один к одному» подтверждают свидетели, как минимум пять человек говорят, что мотоцикл шел в обгон по встречке. «А там иначе никак, дорога настолько узкая, что вторым рядом даже велосипед не проскочит. К тому же известен наш водительский «менталитет»: колонна, как правило, не к обочине, а к центру дороги жмется, — рассказывает один из очевидцев ДТП Евгений. — Алексей ехал сразу за мусоровозом, я шел третьим — всё было, как он говорит: и снижение скорости, и поворотник», — говорит Евгений. Аналогичные показания дали еще четыре свидетеля происшествия, подчеркнем — ни один из них прежде не был знаком с Алексеем. Все подтверждают, что составлявший первоначальную схему ДТП инспектор также склонятся к версии невиновности хозяина пикапа.

Версия «пострадавшего»

Версия пострадавшего появилась лишь месяц спустя после происшествия, ее озвучил Руслан Николаев. В объяснительной, датированной 26 октября, говорится: в то утро он управлял мотоциклом марки Suzuki Skywave 400, принадлежащим Александру Шубину (по рукописной доверенности). Юный мотоциклист утверждает, что он совершал не обгон по встречке, а опережение попутного транспорта в пределах заданной полосы. Двигался со скоростью 50 км/час, разметка практически не просматривалась, по прикидкам байкера, износ — 80 процентов. «Я начал опережать автомобили, приблизился в “Форду”, и в тот момент, когда стал его обходить, водитель без указательных сигналов начал поворачивать налево — я увел мотоцикл от удара на встречную полосу», — заверяет водитель с трехмесячным (согласно водительскому удостоверению) стажем…

Эту версию подтверждают и показания полицейского, ставшего свидетелем ДТП с участием сына непосредственного начальника (судя по форме). Так получилось, что в то же время по той же дороге ехал на службу земляк генерала Николаева — Николай Шубин со спутницей. В ходе дознания он пояснил, что на дороге его авто обогнал мотоцикл Suzuki Skywave 400, ведомый Р.А. Николаевым — причем обогнал по всем правилам, не превышая скорости, без выезда на встречную полосу, утверждает «компетентный источник» в погонах. Аналогичные показания дала не менее «компетентная» попутчица г-на Шубина.

Протокол

Алексей признается, когда мотоцикл улетел в кювет, он первым делом подумал, что байкер разбился, уж больно скорость была велика. «Я тут же бросился к мотоциклисту, но парень сам уже выбрался из кювета и шел по дороге, сильно ругался», — вспоминает Алексей Шаповалов.

Тут же на место подъехала красная «субару», два находившийся в авто полицейский со спутницей (см. выше) впоследствии стали единственными свидетелями со стороны «пострадавшего». По словам очевидцев, свидетель Шубин сразу же заявил, что «всё видел» и что якобы это его двоюродный брат повредился на мотоцикле — тут же начал куда-то звонить… Уже через десять минут на место ДТП примчалось штук пять гаишных машин, разбором «полетов» байка занялись серьезные люди в погонах, и даже полковник Ефименко (в то время и.о. начальника ГИБДД) на месте отметился. Пострадавшего мотоциклиста с места аварии увезли, покалеченный байк пытались «эвакуировать» без положенной «выемки», однако участники и свидетели ДТП настояли, чтобы машина была осмотрена.

Старший лейтенант Гусарчук И. А. оформлял документы — и с протоколом, и с составленной схемой хозяин пикапа тогда согласился. Там всё по-честному было: и линия дорожной разметки (сплошная, переходящая на перекрестке в пунктир), и положение автомобиля, свидетельствующее, что маневр не был резким и машина двигалась с большим радиусом поворота… Убедившись, что всё адекватно, Алексей подписал документы; в тот же день прошел медицинское освидетельствование — признаки алкогольного опьянения не выявлены. Прошел ли аналогичное освидетельствование второй участник ДТП, до сих пор остается загадкой (по крайней мере, в деле никаких документов нет). Для дальнейшего разбирательства было велено явиться в городскую ГИБДД…

И, в общем, ничто особых проблем Шаповалову не предвещало. Насторожил лишь слетевшийся на ДТП полицейский «бомонд», да якобы брошенная одним из гаишников фраза: «Ну ты, мужик, попа-а-ал… Правда, конечно, твоя — но это же сын самого Николаева»…

Кто такой Николаев, Алексей Шаповалов тогда еще не знал (как-то не приходилось).

Дознание

Ход расследования удручил: с позитива при первой встрече («Не волнуйтесь, у вас всё нормально») настрой дознавателя, как показалось Шаповалову, сменился на негатив. Д. Татаринова отказалась заслушивать всех представленных Алексеем свидетелей (из пятерых опрошены двое); а третьего октября хозяин пикапа был приглашен на «беседу» с водительским удостоверением. Представленная к ознакомлению «схема» сильно разнилась с той, что он подписывал на месте события: в новой «редакции» с дорожного полотна исчезла… разметка! Дознаватель втолковывал, что первоначальная схема ДТП была «черновой», а эта вот — «чистая». Но и на завизированном Алексеем «черновике» обнаружилась правка: схема была дорисована «в пользу» генеральского сына.

Дознаватель заверил, что новую «версию» подтверждает и проведенная (без уведомления Шаповалова) экспертиза, согласно которой разметку на месте ЧП почти не видно — а значит, и руководствоваться ею участники движения не могут. Правда, сама экспертиза в деле не обнаружилась, есть лишь акт инспектора ДПС Д. Иванченко, датированный двумя днями позже заявления г-жи Татариновой о наличии заключения. Тем не менее, документ подтверждает: дорожная разметка в месте ДТП «имеет износ 95 процентов (!) и нуждается в обновлении». Алексей грешным делом тогда подумал, что «сплошную прямую» уже закрасили, тут же рванул проверять — разметка была на месте… «Этот бы акт об ее отсутствии — да инспекторам ГИБДД, которые за обгоны здесь регулярно штрафуют», ругался хозяин пикапа.

Но по словам Алексея, на все возражения дознаватель не реагировал, и даже представленные им фотографии с места ДТП (там вся разметка как на ладони) г-жу Татаринову не убедили. Водителю было предъявлено обвинение в «административном правонарушении, повлекшем телесные повреждения средней степени тяжести» — якобы при повороте он не выдержал «боковой интервал» (?) и тем самым не обеспечил безопасность прочим участникам дорожного движения. Водительское удостоверение у автомобилиста изъяли, дело передали в суд.

Суд

Суд трижды переносился, ввиду неявки Руслана Николаева. Да и в ходе расследования участник аварии не активничал, его первая «объяснительная» датирована 26 октября, т. е. месяцем позже события. Согласно документам, 23 сентября пострадавший обратился в травмпункт, 27-го сентября проведена операция на ключице байкера, 3 октября пациент выписан из больницы на амбулаторное лечение… Однако первые показания смог дать лишь три недели спустя, когда вся «доказательная база» была уже «собрана» — нужные «экспертизы» составлены, схемы дорисованы. «Я рассчитывал, что хотя бы в суде мы «героя» увидим — но не случилось», — разочарован обвиняемый Шаповалов.

Исход суда был предсказуем: все ходатайства были отклонены, ни на один «неудобный» вопрос обвиняемый не получил ответа — и насчет освидетельствования пострадавшего на алкоголь (документы представлены не были), и насчет его «внесения» в чужой полис ОСАГО, и насчет отклонения просьбы о проведении автотехнической экспертизы. Ни одно свидетельство стороны обвинения услышано не было.

Суд решил, что все утверждения очевидцев про обгон мотоцикла по встречке безосновательны: при ширине полосы в 3,6 м. и ширине «Форда» в 2,2 м., оставшихся 1,4 метра вполне хватало, чтобы юный мотоциклист мог обойти колонну авто по всем правилам. А значит, всё так и было — что бы ни утверждали свидетели происшествия. Судя по тексту постановления, единственным основанием для «вердикта» стали показания самого Николаева Р. А., «отредактированная» схема ДТП и заключение медэкспертизы о «причинении вреда здоровью средней тяжести». Есть еще ссылка на осыпь разбитого зеркала пикапа «в метре от разделительной полосы» — суд решил, что это так же «работает» в пользу генеральского сына.

В результате кругом виноватым вышел водитель «Форда», за нарушение п.9.10 ПДД (не-соблюдение бокового интервала) Алексей Шаповалов «подвергнут наказанию в виде штрафа в размере двух тысяч рублей».

Послевкусие

Штраф небольшой, но «послевкусие» всей истории нехорошее — и у автомобилиста, попавшего в ВИП-ДТП, и у видевших всё приключившееся на шаморовской трассе.

— Я сразу дал Алексею свой телефон, хотя не думал, что он пригодится — настолько всё ясно и очевидно там было, — говорит один из свидетелей. — Но когда выяснилось, что участником ДТП стал сын начальника УВД Приморья, понял, что дело серьезное. Не для «протокола»: я сам заканчивал Школу милиции, служил в органах и, как система работает, знаю. Меня опрашивали и в ходе дознания, и в суде, я настаивал, чтобы некоторые моменты внесли в протокол — но наши показания вообще никак не учитывались!.. Я только не пойму, ради чего устроена суета — только из принципа «сын генерала вне подозрений»?

Объявленный виноватым Алексей Шаповалов также грешит на «систему».

— Все материалы административного производства за несовершеннолетнего сына подписывал его отец, а значит, генерал Николаев вполне «в теме». Я не присутствовал при беседах главного полицейского края с подчиненными, но уверен: всё происходило с его молчаливого согласия — как минимум, — предполагает хозяин пикапа.

Сразу же после судебного постановления он подал кассационную жалобу и два заявления — прокурору Владивостока и в службу собственной безопасности УВД. Полночи сидел в ожидании приема генерал-лейтенанта полиции Горового, был выслушан. В его обращении к Министру внутренних дел просьба — провести проверку без привлечения местных «специалистов». К «нашей» полиции» у него доверия нет — к Нургалиеву еще теплится.

Зина Сидорова,

«Дальневосточные Ведомости», 28.03.2012

http://www.dvvedomosti.ru/news/people/?id=3831

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика