На поморских кочах-новоделах исследователи намерены пройти вдоль всего арктического побережья
Поморские кочи-новоделы «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» отправились в Усть-Кут. Преодолевать шесть тысяч километров парусники будут на автоплатформах. Чтобы довезти кочи из Петрозаводска в Иркутскую область в целости и сохранности, их пришлось частично разобрать. Пройти автомаршрут «Святитель» и «Апостол» должны будут всего за 12 дней, ведь уже в середине июня им предстоит экспедиция по реке Лена. Проект «Арктика – территория открытий», призванный привлечь внимание к проблемам арктического региона, стартовал в прошлом году в Петрозаводске, где по старинным поморским традициям и были построены корабли. Первая летняя экспедиция прошла по водным артериям Карелии, Вологодской и Архангельской областей. Среди членов экипажа, помимо туристов, были и учёные: свои наблюдения на борту вели психологи и историки. Прошлый год был «пристрелочный», тренировочный, говорит координатор проекта «Арктика – территория открытий» Тимофей Рогожин. В этом году будет расширена и углублена именно научная оставляющая проекта.
Возвращаться в карельскую столицу кочи не намерены, зимовать они будут в якутском городе Тикси, откуда в следующем году отправятся в третью, самую сложную, экспедицию. Парусники повторят путь первооткрывателя Берингова пролива Семёна Дежнёва – они пройдут вдоль всего арктического побережья. Об этом сообщает телерадиокомпания «Карелия».
Этап, получивший название «Ленская экспедиция», начнется этим летом в Иркутской области в городе Усть-Кут. Экспедиция пройдет по реке Лена по маршруту Усть-Кут — Якутск — Тикси. Общая протяженность маршрута составит около пяти тысяч километров, добавляет «Комсомольская правда».
Для справки, коч представляет собой мореходное парусное судно, которое использовали северные и сибирские промышленники. Коч — это деревянное, одномачтовое, однопалубное промысловое, парусно-гребное XI — XIX веков. Оснащался мачтой, навесным рулём и вёслами. Также известны и двухмачтовые судна. Корпус таких судов противостоял льдам. Длина судна от 16 до 24 метров, ширина от пяти до восьми метров , команда от 10 до 15 человек, осадка 1-1,5 метра, скорость при попутном ветре 6-7 узлов, грузоподъемность от 15 до 24 тонн. Использовались большие и малые кочи. Большие суда вмещали 35-42 человека. Малые кочи применялись для плаваний в устьях рек.
Коллеги, спасибо за освещение нашего проекта!
От себя хотим добавить несколько уточняющих моментов:
1. Проект приурочен к празднованию 365-летия открытия Семеном Дежневым Берингова пролива, именно поэтому конечной точкой маршрута выбран г. Анадырь Чукотского АО, где в 2013 году будут проходить празднования данного события.
2. Кочи построены на основании архивных документов и гравюр 16-17 вв, но работы с архивами продолжаются до сих пор и мы подняли на свет уже много интересных фактов о данном типе судна.
3. Инициатор проекта Правительство Чукотского АО в лице губернатора Р.В.Копина, который вместе с знаменитым полярником А.Н.Чилингаровым являются его кураторами.