Проект по разработке и освоению Кимканского и Сутарского железорудных месторождений в ЕАО завершат в 2014 году
Через несколько лет Еврейская автономная область (ЕАО) может войти в число наиболее промышленно развитых регионов на Востоке страны. Уже сейчас в Еврейской автономной области создаются крупные производства. Редакция издания «Дальневосточная магистраль» выясняла у губернатора ЕАО Александра Винникова, какие еще перспективные инвестиционные проекты будут реализованы в ближайшем будущем и что это даст железной дороге.
– Александр Аронович, какова сегодняшняя социально-экономическая ситуация в регионе?
– В 2012 году динамика социально-экономического развития области сохраняется, хотя и с некоторым замедлением темпов, что характерно для первого квартала.
Есть целый ряд показателей, подтверждающих стабильность динамики социально-экономического развития области. Но меня беспокоит, что, в целом повышая уровень жизни людей, из-за высокой дотационности бюджета мы не можем значительно поднять зарплату всем бюджетникам, хотя увеличили ее учителям, сотрудникам дошкольных учреждений, сферы культуры и некоторым другим. Пока среднедушевые денежные доходы населения растут медленно. Правда, число безработных сокращается, а среднемесячная начисленная номинальная зарплата увеличилась на 9,8% к аналогичному периоду предыдущего года и составляет более 23 тыс. рублей. Рост реальной зарплаты – 3,4%.
В дальнейшем социальное развитие предполагается за счет поступления налогов от производственной деятельности Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината, увеличения доходной части бюджета от реализации других крупных инвестиционных проектов, уже в агропромышленном комплексе.
– Расскажите об этом подробнее.
– У нас успешно реализуется инвестиционный проект группы компаний «Петропавловск» по разработке и освоению Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, строительству на их базе горно-обогатительного комбината в Облученском районе. Его реализация началась в 2007 году и по планам завершится в 2014.
В дальнейшем продукцию ГОКа будет перерабатывать Дальневосточный металлургический комбинат. К его строительству на территории того же Облученского района планируется приступить в 2015 году. Он станет первым в России комбинатом с использованием инновационной технологии металлизации IТmk3, разработанной в последнее десятилетие японской компанией Cobe Steel. В 2018 году предприятие будет производить 2,5 млн тонн железа прямого восстановления. Общая стоимость объектов составит почти 60 млрд рублей.
В качестве необходимого инфраструктурного объекта в Облученском районе, рядом с ГОКом, строится новая железнодорожная станция «Промышленная» с десятками новых рабочих мест для специалистов дороги. А для экспорта железорудного концентрата намечено возвести через Амур мост между селом Нижнеленинское и китайским городом Тунцзян. Кстати, по нему пойдут, наряду с продукцией комбината, составы с товарами народного потребления, стройматериалами, углем, лесом.
– Какие еще перспективные инвестпроекты?
– В Октябрьском районе осваивается рудник Поперечный по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении. В 2012 году планируется начать строительство объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия, в 2015-м – ввести его. Реализуется план разработки Союзного месторождения графита. Есть разноплановые идеи в области агропромышленного комплекса, в том числе по созданию современного производства высококачественных соевых продуктов – изолятов.
В лесопромышленном комплексе области уже действует ряд проектов по расширению использования доступных лесных ресурсов и глубокой переработке древесины. Один из них, в Облученском районе, включен в перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов. В его рамках планируется заготавливать и перерабатывать деловую, низкотоварную древесину и отходы на основе высокопродуктивных технологий и оборудования. Конечными продуктами производства станут пиломатериалы, древесный уголь, топливные древесные брикеты, клееный брус и мебельный щит. Это производство в перспективе готово будет перерабатывать все отходы деревообрабатывающих предприятий на территории области и соседних регионов. Проект планируется осуществить в 2014 году.
В целом, уровень использования расчетной лесосеки за последние два года увеличился с 27,4% до 34,7%. Производство круглых лесоматериалов в 2011 году составило 229 тыс. куб. м. Изменилась и структура экспорта лесных грузов. Объем вывозимого «кругляка» в 2011 году сократился на 16%, пиломатериалов – увеличился на 76%.
– На каком этапе создание железнодорожного моста через Амур Нижнеленинское – Тунцзян?
– Это уникальный объект, который потянет за собой развитие транспортной, логистической и иной инфраструктуры. Сейчас этап проектирования моста завершен, проектная документация прошла госэкспертизу. Урегулировано предоставление земельных участков для строительства перехода и находящихся в непосредственной близости сопутствующих сооружений.
Строительство планируется начать в 2012 году. Состоялось совещание у президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина с участием руководителя группы компаний «Петропавловск» Павла Масловского, где было заявлено, что ОАО «РЖД» приняло решение непосредственно участвовать в реализации соглашения, предлагает для этого создать совместную рабочую группу и определить механизм участия железнодорожников в реализации этого проекта.
На первом этапе такого сотрудничества возможно участие «Российских железных дорог» в реконструкции 120-километровой линии Биробиджан – Ленинск. С введением в строй моста путь продукции дальневосточной промышленности до азиатских потребителей сократится на 1500 км. Мостовой переход откроет новый транспортный коридор на рынки стран АТР и станет первым успешным проектом российско-китайского сотрудничества в инфраструктурной сфере. По расчетам, его работа ежегодно будет приносить в областной бюджет 5 млрд рублей.
– Есть ли сегодня спрос на грузовые железнодорожные перевозки со стороны местного бизнеса? Не стало ли ему сложно после перехода инвентарного вагонного парка компании в другую собственность?
– К сожалению, в области сложилась тяжелая обстановка по обеспечению подвижным составом предприятий. Идет недопоставка вагонов, что сокращает производство продукции – ее невозможно отправить. Сроки поставки подвижного состава не соблюдаются, общий план подачи вагонов (по количеству) не выполняется. В частности, срываются перевозки железобетонных изделий на стройки, продукции сельского хозяйства потребителям и др. Растущие тарифы на грузоперевозки заставляют клиентуру принимать нестандартные решения. Так, предприятиям ЖКХ Облученского района, расположенного на границе с Амурской областью, сегодня выгоднее доставлять уголь из Райчихинского разреза на свои котельные автомобильным транспортом. Подобная неразбериха с подвижным составом наносит определенный урон финансово-экономическому состоянию региона.
Вопрос по обеспечению предприятий вагонами неоднократно рассматривался на областном совете по промышленной политике, предпринимательству и инновационной деятельности. Мы направили обращение в правительство РФ и президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину по оказанию содействия в данном вопросе. Полученный ответ, к сожалению, не внес полной ясности в решение проблемы.
В прошлом ноябре образован Дальневосточный межрегиональный координационный совет под председательством начальника Дальневосточной железной дороги Михаила Заиченко, одна из задач которого – координация взаимодействия участников перевозок в целях обеспечения своевременного вывоза продукции предприятий региона. Очень надеемся на его прямое участие в решении этих вопросов.
Хочу сказать, назрела острая необходимость в совершенствовании нормативной правовой базы и пересмотре технологических принципов перевозочного процесса с учетом соблюдения баланса интересов грузоотправителей, владельца инфраструктуры и перевозчика и операторов подвижного состава.
– Насколько сегодня отвечает запросам населения пассажирский комплекс Дальневосточной магистрали? Каково состояние вокзалов?
– Железнодорожным сообщением область обеспечена неплохо. За последние годы не припомню, чтобы в правительство региона поступали жалобы от пассажиров, недовольных состоянием вокзальных помещений либо качеством обслуживания в них. По автономии в западном и восточном направлениях в сутки проходят 24 пассажирских поезда дальнего следования и 20 пригородных (14 круглогодично и шесть в летний период). В области действуют 28 станций и 12 вокзалов. Ремонтируются они в плановом порядке. Так, в 2009 году введен новый вокзал на станции «Ин». С 2012 года планируется приступить к строительству современного вокзального здания в «Известковой». Это единственная станция на территории ЕАО, имеющая деревянный вокзал.
– В свое время ЕАО отказалась от создания совместно с РЖД пригородной компании. Теперь здесь работает перевозчик из другого региона – «Экспресс Приморья». Как налажено с ним сотрудничество?
– Субсидии на компенсацию потерь в доходах ОАО «Экспресс Приморья» правительством области в прошлом году возмещены в полном объеме. На 2012 год в бюджете области на данные цели также предусмотрены денежные средства. Все социально значимые маршруты перевозок в пригородном сообщении на территории ЕАО в связи с принятием вышеназванных мер сохранены.
Оборот предприятий ЕАО за январь–март увеличился на 0,8% к аналогичному периоду прошлого года и составил 9,2 млрд рублей. Индекс промышленного производства в первом квартале 2012 года составил 96,6%, против 92,3% в аналогичном периоде прошлого года. Объем валовой сельхозпродукции в первом квартале составил 383,5 млн рублей, по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличился на 3,6%.
На 81% увеличилось сданное в эксплуатацию жилье. При этом объемы индивидуального жилищного строительства выросли вдвое к прошлогоднему уровню, а в сельской местности – в полтора раза. Средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир в первом квартале 2012 года на первичном рынке жилья – 30 тыс. рублей, на вторичном – 34,7 тыс. рублей.
Добавить комментарий