«Черная акула»: прерванный полет
Тридцать лет назад — 17 июня 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов поднял в воздух первый летный экземпляр вертолета проекта В-80, который теперь все знают под маркировкой Ка-50 «Черная акула». В истории вертолетной авиации нет машины со столь необычной и в то же время столь несчастливой судьбой. Этот не имеющий аналогов в мире боевой вертолет, создание которого сопровождалось множеством драматических коллизий, так и остался, фактически, полуэкспериментальной машиной, не поставленной на серийное производство, пишет ДВ — РОСС.
Советский ответ «Апачу»
К концу 1970-х годов армия США начала получать новый ударный вертолет АН-64 «Апач» (компания «Хьюз Геликоптерс»). После этого военно-политическое руководство союза осознало: основной в СССР на тот момент, по сути, ударный, но, прежде всего, транспортно-боевой вертолет (несет восемь десантников) Ми-24 не обладает достаточной боевой эффективности, по сравнению с американским аналогом. Была поставлена задача превзойти «Апач».
Извечные конкуренты — опытно-конструкторские бюро им. Н.И. Камова и им. М.Л. Миля — начали разработку своих вариантов боевого вертолета нового поколения, основной задачей которых должно было стать уничтожение тяжелой бронетехники противника на поле боя. Стоит отметить, что в 1966 году камовский проект фронтового вертолета Ка-25Ф, разработанный на базе корабельного Ка-25, проиграл милевскому «изделию 240″, которое затем стало тем самым Ми-24.
Вертолет «длинной руки»
В январе 1977 работы по созданию нового вертолета возглавил главный, а впоследствии генеральный конструктор камовского ОКБ Сергей Михеев.
В результате ОКБ им. Камова представило одноместный боевой вертолет В-80 с оригинальной соосной несущей схемой, что стало сухопутным вариантом чрезвычайно удачных корабельных вертолетов, ставших визитной карточкой камовского КБ. Эта же соосная схема, когда два несущих винта располагаются друг над другом и отсутствует рулевой винт, стала главным козырем критиков проекта – возможное схлестывание винтов при опасном маневре неизбежно приведет к гибели машины. Второй аргумент критиков — одноместность вертолета, один пилот, без штурмана-оператора, не может контролировать ситуацию на поле боя.
Между тем, соосная схема давала ряд значительных преимуществ. Отсутствие рулевого винта сократило потерю мощности и увеличило тягу машины на треть, дав большие статический потолок и вертикальную скороподъемность, а также повысило живучесть вертолета, поскольку именно разрушение рулевого винта огнем противника было главной причиной боевых потерь винтокрылых машин в локальных конфликтах холодной войны.
Меньшая по размерам одноместная машина менее заметна как визуально, так и для вражеских радаров, а также более маневренна. Отсутствие штурмана должна была компенсировать максимальная автоматизация процесса поиска и сопровождения целей. К тому же действовать новый вертолет должен был на предельно малых высотах — от 5 до 50 метров, чтобы «обмануть» средства ПВО противника, а на таких высотах в штурмане необходимости нет.
Мощный комплекс вооружений вертолета проекта В-80 основывался на принципе «длинной руки», то есть дальность его действия была больше, чем у систем ПВО возможного противника. Основное вооружение вертолета — противотанковые управляемые ракеты 9А4172 «Вихрь» (разработчик — тульское КБ приборостроения).
Показательно, что автоматический прицельный комплекс «Шквал» (механический завод «Зенит», Красногорск) создавался одновременно и для В-80, и для штурмовика Су-25Т. Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс «Рубикон» (ленинградское НПО «Электроавтоматика») совместил дневной лазерно-телевизионный и ночной тепловизионный каналы.
Вертолет вооружили вместо традиционной авиационной 30-миллиметровой одноствольной пушкой 2А42 (КБ приборостроения), которая устанавливалась на боевых машинах пехоты и десанта.
Машина получила мощное бронирование – более 300 килограммов разнесенных бронированных алюминиевых и стальных плит на одного летчика и катапультную систему спасения (НПО «Звезда»).
«Черная акула» и «Аллигатор»
В 1984 году начались государственные сравнительные испытания В-80 и представленного на конкурс ОКБ им. Миля двухместного боевого вертолета Ми-28. А в конце 1985 года Минобороны сделало выбор в пользу В-80, он был признан основным перспективным боевым вертолетом Вооруженных сил СССР. Производство установочной серии началось из 12 вертолетов, которые получили официальное название Ка-50, началось на заводе «Прогресс» в Арсеньеве (Приморье) в 1990 году.
В 1993 году Ка-50 стал кинозвездой после выхода на экраны приключенческого фильма «Черная акула». Именно под этим именем он теперь всемирно известен. Вертолет стал завсегдатаем международных авиасалонов. 28 августа 1995 года указом президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение российской армии.
Перспективы для этой винтокрылой машины открывались самые широкие, однако резкое сокращение оборонных расходов России в 1990-е годы поставило на них крест. От запланированной закупки нескольких сотен «Черных акул» Минобороны РФ отказалось.
Всего было произведено 14 «Черных акул», две из них были потеряны во время испытаний. 3 апреля 1985 года во время показа новой авиатехники в Мачулищах (Белоруссия) погиб летчик-испытатель Евгений Ларюшин. 17 июня 1998 года во время испытаний Ка-50 погиб начальник Центра боевого применения армейской авиации (Торжок, Тверская область) генерал-майор Борис Воробьев. В обоих случаях причиной катастрофы стал перехлест лопастей несущих винтов.
«Лебединой песней» Ка-50 стала вторая чеченская военная кампания. С декабря 2000 по февраль 2001 года ударная группа в составе двух Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29 успешно выполнила целый ряд боевых заданий.
Но в итоге поле многолетней «конкурсной борьбы» осталось за конкурентом – ударным вертолетом Ми-28Н «Ночной охотник». Он был принят на вооружение 15 октября 2009 года, и с этого момента ежегодно поставляемых в войска «Охотников» постоянно возрастает. К 2015 году в армейской авиации должно быть 97 таких машин, а всего планируется закупка более 300 Ми-28Н.
Однако все уникальные наработки «Черной акулы» не пропали впустую и нашли воплощение в ее наследнике – двухместном боевом вертолете Ка-52 «Аллигатор».
Холдинг «Вертолеты России» и Минобороны РФ подписали в августе 2011 года соглашение на поставку 140 «Аллигаторов».
Летно-технические характеристики вертолета Ка-50:
Длина фюзеляжа — 14,21 м
Высота — 4,93 м
Диаметр несущих винтов — 14,50 м
Размах крыла — 7,44 м
Максимальная взлетная масса — 10800 кг
Масса полезной нагрузки — 2800 кг
Два двигателя ТВ3-117ВМА, мощность при взлетном режиме — 2400 лс, при крейсерском – 1750 лс,
Крейсерская скорость — 270 км/ч, максимальная — 315 км/ч
Максимальная дальность полета — 1160 км
Статический потолок — 4300 м
Динамический потолок — 5500 м
Скороподъёмность — 30 м/с
Вооружение:
Встроенная пушка 1 х 30-мм 2А42, боезапас 460 патронов,
Две 23-мм пушки УПК–23–250 в подвесных контейнерах, боезапас 500 патронов на пушку,
Неуправляемые ракеты НАР С-13 (две установки по пять ракет), НАР С-8 (4 × 20 ракет), тяжёлый неуправляемый ракетный снаряд С-24
Противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (2 × 6 ракет), высокоточные ракеты Х-25МЛ
Ракеты «воздух-воздух»: «Игла-В» (2 × 2 ракеты) и Р-73
Авиабомбы: ФАБ-500 ( -250, -120, -100), КМГУ-2, ЗБ-500, РБК-500( -250).
Добавить комментарий