Эксперты оценили возможную долю России в торговле между Европой и Азией в девять процентов
У России есть потенциал, чтобы стать экономическим лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), пришли к выводу эксперты. Для этого нужно решить извечную российскую проблему и построить дороги всех видов – обычные, железные и морские. Государство же пока тратит деньги на популистские обещания, а не на инфраструктуру. Да и, как отметил президент банка ВТБ Андрей Костин, из-за особенностей русской души для строительства дорог России требуется намного больше денег, чем другим странам. Реальным эффектом от членства России в АТР может стать то, что китайцы начнут больше выпивать, пошутили экономисты. Об этом пишут «Московские новости».
В последний день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) эксперты обсуждали следующий крупный форум, который пройдет в России. Речь идет о саммите Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества во Владивостоке, намеченном на сентябрь.
Российское правительство надеется, что форум поможет усилить позиции в этом регионе. «На торговлю между Европой и Азией приходится $1 трлн. Роль России ничтожна – около 1%.Мы себя неправильно идентифицируем и претендуем на 3-4%. Мы развивающаяся страна и должны иметь 8-9%», заявил основной владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.
Пока что главным рынком в АТР остается Китай. «Китай мы все очень любим, но опасаемся. Китайские мужчины меньше пьют и больше работают. Окитаевание российского производства – очевидная проблема», поделился страхами Костин.
У Поднебесной много своих проблем, поэтому надежды на ее бурный рост у мира уже не так велики, как раньше, успокоил главный исполнительный директор Hyundai Energy and Resources Ltd Бон-Джин Янг. «У Китая демографические проблемы. Уже сейчас требуется два млн новых рабочих. При этом политика «один ребенок в семье» действовала 30 лет. В результате двое молодых людей обеспечивают четверых стариков. Зарплаты растут, и экспорт становится уже не таким выгодным», объяснил Янг.
У России же есть что предложить миру. Страна находится на первом месте по разведанным запасам газа, на втором – по запасам пресной воды. Однако все проблемы упираются в инфраструктуру, а вернее в ее отсутствие. «Надо увеличивать строительство. Проблема в популизме властей, я сегодня об этом прямо скажу. И мне этого не удалось переломить», — заявил экс-министр финансов, а ныне декан факультета свободных искусств и наук СПБГУ Алексей Кудрин.
По его словам, сегодня двух процентов ВВП тратится на латание дыр в пенсионной системе. Через пять лет эта цифра будет составлять уже три процента. «Это съест все резервы для развития», предсказал Кудрин.
В том, что уже в этом оду Россия не получит дополнительных резервов днем ранее, признался действующий глава Минфина Антон Силуанов. «В этом году предстояло значительное пополнение Резервного фонда — на 800 с лишним миллиардов рублей мы должны были наполнить Резервный фонд. В условиях падения цен на нефть такого пополнения не будет», — цитирует Силуанова «Интерфакс».
Кудрин предлагает еще и уменьшить траты на субсидирование предприятий. Тогда на строительство дорог и портов останется пять процентов ВВП. Стройки будут идти еще активней, если открыть больший доступ иностранным инвесторам. Впрочем, это не гарантирует, что строительство станет дешевле. По данным Счетной палаты, стоимость строительства дорог в стране в 2,6 раза выше, чем в Европе, в три раза выше, чем в США, в семь раз выше, чем в Китае.
По мнению Андрея Костина, корень проблемы в особой российской ментальности. «Почему мы строим дороже, чем Китай? Да душа у нас другая. Если перефразировать Розенбаума, любить так любить, гулять так гулять, украсть так украсть», — дал свои интерпретацию ответа на вопрос, откуда берется одна из главных российских проблем Костин.
Рассуждать, откуда берется вторая проблема – дураки, и как ее решать, никто из экспертов не стал.
Быть членом АТЭС России имеет смысл в любом случае. «Может, китайцы начнут больше пить», — пошутил председатель правления Goldman Sachs Asset Management Джим О’Нил.
Добавить комментарий