Первый патриарх Московский Иов
Иов (в миру Иоанн) скончался в Старицком Успенском монастыре, куда за два года до этого его, выступившего против Лжедмитрия I и предавшего самозванца анафеме, сослали с патриаршего престола.
Будущий Патриарх происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. Наречён был Иоанном. Ребёнком его отдали в Старицкий Успенский монастырь для получения первоначального образования. Около 1553 года, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил постричь его в монашество.
За последующие 15 лет службы в монастыре прошёл путь от инока до архимандрита. Был замечен Иваном Грозным, а при царе Фёдоре Иоанновиче стал первым патриархом русской православной церкви.
После непризнания Флорентийской церковной унии 1439 года об объединении православной и католической церквей под властью папы римского московская митрополия отделилась от Константинопольского патриархата и стала автокефальной. Московские митрополиты выбирались собором русских архиепископов и епископов и принимали постановление в Москве, не ездя в Царьград (Константинополь). Московские митрополиты, имея церковный сан ниже восточных патриархов, на деле были выше их, униженных и обедневших в турецкой неволе. Поэтому после Ивана IV, принявшего царский титул, началась борьба за патриарший титул, который соответствовал бы достоинству Русского государства. Москва, как известно, называла себя третьим Римом, что требовало необходимость присутствия рядом с царём патриарха, как это всегда было в православных государствах. В то время вместо традиционных пяти патриархов были только четыре — Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский. Москва претендовала на место Римского патриарха, который оставался вакантным после раскола христианской церкви в далеком 1054 году на католическую и православную. При царе Фёдоре Иоанновиче этой цели удалось достичь весьма хитроумным способом.
В те времена с православного Востока в Москву часто приезжали духовные лица «за милостынею», то есть материальной поддержкой. В 1586 году в Москву впервые прибыл не простой архиерей, а Антиохийский патриарх Иоаким. Московский митрополит Дионисий встретил его как равный равного и даже первый благословил патриарха, вызвав его недоумение и неудовольствие. С гостем в Москве заговорили об устройстве патриаршества, и боярин Борис Годунов просил его посоветоваться об этом деле с другими патриархами. Патриарх пообещал и отбыл из Москвы с богатыми дарами.
Но восточные патриархи не торопились с решением, и когда через два года прибыл Иеремия, патриарх Константинопольский, то он не привез никакого ответа. Тогда Годунов предложил Иеремии самому стать патриархом на Руси. Иеремия принял предложение и таким образом признал возможность установления нового патриархата. Но боярин был хитер и, чтобы не дать чужаку большого влияния на московские дела, предложил жить патриарху во Владимире, вдали от столицы. Иеремия не согласился, но взять назад согласие на установление патриархата в Москве уже не мог. После долгих споров он согласился, чтобы первым патриархом Московским стал митрополит Иов. В январе 1589 года Иов был возведён в сан патриарха, одновременно на Руси были учреждены четыре митрополии (в Новгороде, Казани, Ростове и Крутицах возле самой Москвы). Иеремия уехал домой, и в 1590 году собор патриархов в Константинополе утвердил проведённую церковную реформу, правда отведя Московскому патриарху пятое место в своем сонме.
Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. Патриарх Иов фактически первый возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. Грамоты эти отрезвили многих здравомыслящих людей, но Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и вступил в пределы России с немалым войском. В январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.
Но Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен. В июне сторонники самозванца разнесли Патриарший двор и ворвались в Успенский собор Кремля, чтобы убить Патриарха. Иов был сослан в Старицкий монастырь, где он два года прожил в обители ослабленный и утративший зрение.
После свержения Лжедмитрия I святитель Иов из-за немощи не мог возвратиться на патриарший престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена.
Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой устроили часовню. В 1652 году мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений.
Имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Иов был канонизирован на аpхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 года.
Добавить комментарий