Владивосток в свои 152 года — очень проблемный для жилья город
152-ю годовщину Владивосток и его жители встречают в ожидании перемен. Ожидания эти обусловлены многообещающими заявлениями руководителей страны об активном продвижении России в Азиатско-Тихоокеанский регион, центром которого должен быть именно Владивосток. И первым шагом на этом пути станет предстоящая уже через два месяца встреча глав государств и правительств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в городе – саммит АТЭС.
Владивосток живёт подготовкой к этому эпохальному событию все последние годы, на придание городу более-менее приличного вида государством отпущены весьма немалые деньги, на которые построены и ещё продолжаются строиться мосты, дороги, здания, сооружения социально-культурного назначения, объекты инфраструктуры. Всё это вроде должно улучшить жизнь горожан, сделать её если не комфортной, то хотя бы более удобной, чем была до сих пор.
Именно так скорее всего и на первых порах и произойдёт – уставшие от бесконечного мощения улиц, перерытых дорог, аварий то на водоводах, то на энергоснабжающих линиях, то на новых автотрассах горожане облегчённо вздохнут в сентябре. Но вот что будет позже, когда окончательно закончится мощный финансовый поток из федерального центра. Продолжится ли развитие города или Владивостоку придётся ждать очередного толчка – а таковых в его истории было как минимум три: после окончательного выбора царским правительством порта в качестве главной военно-морской гавани России на Тихом океане; после посещения города Никитой Хрущёвым, возвращавшимся из США и пожелавшим в догонялках с американцами перегнать янки, превратив заодно Владивосток во второй Сан-Франциско; наконец, после решения провести здесь саммит АТЭС – кам минимум очередные полвека.
Давайте посмотрим, насколько масштабная строительная подготовка к саммиту АТЭС помогла в решении городских проблем, которых у Владивостока множество. Назовём лишь несколько наиболее острых, на наш взгляд: экологическая, транспортная, жилищная.
Экологическая – пожалуй, самая «молодая», но сильно прогрессирующая. Владивосток расположен на полуострове и весьма ограничен в землях под развитие территорий для жизни, отдыха и работы. К природным сдерживающим особенностям добавились ошибки отцов города и его строителей. В своё время бывший руководитель Приморья, первый секретарь крайкома КПСС В.П. Ломакин в своей книге о крае признавал, что во Владивостоке допустили серьёзную ошибку, застроив Гнилой угол с его вечными туманами жилыми микрорайонами, а курортный пригород – промзоной, тогда как следовала наоборот. В итоге комфортные для жилья и отдыха земли оказались заняты предприятиями. Между тем, в городе нет ни одного нормального парка, а пригород, выручавший прежде горожан, всё больше и больше застраивается частными владениями, существенно сокращающими места для «дикого», неорганизованного отдыха горожан, не давая взамен ничего.
Транспорт, которого в последние годы стало в городе в разы больше, не только создаёт собственные проблемы, но и усугубляет экологическую обстановку. Дорожная сеть Владивостока не была рассчитана на такое количество автомобилей, её жёстко ограничивает сложный рельеф местности. Современных удобных развязок в краевом центре нет, как нет и вместительных многоуровневых закрытых автостоянок, о необходимости которых так много сказано. Зато все пустыри превращены без малейшего благоустройства в платные автопарковки. Экологически чистый электротранспорт в городе практически уничтожен, его жалкие огрызки, похоже, будут в скором времени и вовсе просто как мусор удалены. Городской общественный транспорт не столько помогает населению перемещаться, сколько добавляет проблем на пути на работу и домой. И только близость моря и постоянные ветра спасают Владивосток от смога, который всё же изредка, в безветренные дни зависает над городом.
Но самая острая городская проблема Владивостока (впрочем, она гораздо обширнее по масштабам, это общероссийская беда, но горожанам от этого не легче) – жилищная. Несмотря на сохраняющуюся устойчивую тенденцию по оттоку населения с Дальнего Востока и естественную убыль жилья во Владивостоке всё равно не хватает. Нового строят мало и дорого, старое постепенно ветшает. Доходы большинства жителей не позволяют им самостоятельно решить свой квартирный вопрос, а власть – федеральная, местная – не очень-то и торопиться помочь людям. Дело доходит до почти прямой издёвки – руководители государства заявляют на всю страну о необходимости поддержки многодетных семей, наделении их землёй под строительство жилья, но на деле эти благие намерения оборачиваются затяжными чиновничьими играми, заканчивающимися единичными решениями вроде как в пользу многодетных только по виду – обнадёженым людям дают либо такие неудобья, на благоустройство которых необходимы просто сумасшедшие деньги, либо участки с таким обременением, что на нём разве дощатый сортир и возможно соорудить.
Перечень проблем Владивостокаа можно ещё долго множить, дробя каждую из них на подпроблемы, проблемки и многочисленные бытовые мелочи. От мелочей власти привычно отмахиваются, ссылаясь на свою занятость решением глобальных проблем и предлагая горожанам потерпеть до тех времён, когда дойдёт очередь и до мелочей. Но проходят годы, а мелочи, не получив решения, вырастают в большие трудности, значительно осложняя не то, чтобы бег вдогонку за Сан-Франциско, но просто путь вперёд.
Добавить комментарий