В Приморском крае может прекратиться пригородное железнодорожное сообщение
ОАО «Российские железные дороги» предупредило, что вскоре будет вынуждено остановить электрички в Приморском крае из-за отсутствия компенсации выпадающих доходов. Краевые власти не считают введение дотаций экономически обоснованными, однако говорят о возможном пересмотре бюджета в ближайшее время. Некоторые депутаты краевого парламента заявили о готовности пересмотреть бюджет края, чтобы изыскать средства на компенсацию. Впрочем, эксперты уверены, что введение дотаций на пригородные перевозки в Приморье за счет общей казны бессмысленно из-за малой доли населения, пользующегося электричками. Об этом пишет «Коммерсант».
Пригородный железнодорожный транспорт в Приморье может остановиться из-за отсутствия компенсационных выплат перевозчикам. По данным «Российских железных дорог», в 2012 году полностью ответственность за выпадающие расходы пригородных компаний-перевозчиков взяли на себя только 17 субъектов федерации, и более 30 субъектов заложили в своих бюджетах менее 50% от необходимого.
«В то же время органами государственной власти еще пяти субъектов РФ вообще не предусмотрены средства в бюджетах на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний. К ним относятся Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ленинградская область, Приморский край»,— отмечается в релизе компании. В связи с этим компания предлагает властям этих субъектов страны скорректировать региональные бюджеты и предусмотреть в них средства для компенсации выпадающих расходов.
«Отказ региональных властей чреват тем, что завтра пригородные компании не будут иметь средств, чтобы расплатиться за аренду подвижного состава и выплатить зарплату», — сообщает компания. Кроме того, по информации РЖД, в случае негативного развития событий железнодорожные пригородные пассажирские перевозки будут остановлены, а «величина накопленных непокрытых убытков ряда пригородных компаний дает основания объявить их банкротами». В связи с этим, по данным РЖД, ряд пригородных пассажирских компаний подготовил судебные иски в арбитражные суды, первые из которых будут поданы в июле-августе 2012 года.
Представитель руководства приморского пригородного перевозчика ОАО «Экспресс Приморья», попросивший не называть его имя, рассказал «Коммерсанту», что компания еще не готовила иски в суд. Он отметил, что недавно краевые власти и Дальневосточная железная дорога подписали соглашение о сотрудничестве. «С изменением кадрового состава администрации мы рассчитываем на новый подход к этому вопросу», — резюмировал собеседник.
Информацию о наличии соглашения между региональными властями и железнодорожниками подтвердил начальник отдела регулирования тарифов на ЖКХ и пассажирские перевозки департамента по тарифам Приморского края Дмитрий Демин. Однако, уточнил он, на сегодняшний день оно не предполагает никаких компенсаций. «Считается, что введение дотаций экономически не обоснованно, так как компенсация дается в случае, если тариф на перевозки занижен», — сказал господин Демин. В то же время он отметил, что, возможно, новый губернатор Приморья Владимир Миклушевский посчитает нужным введение дотаций для РЖД. «Ожидается, что вопрос о компенсациях будет рассмотрен в ближайшее время на совещании в администрации края. Если губернатор одобрит решение о введении дотаций, этот вопрос будет предложен депутатам для рассмотрения в заксобрании», — добавил господин Демин.
Часть депутатов уже заявили о намерении поддержать предложение о введении дотаций за счет краевого бюджета. «Состояние железнодорожного транспорта в крае сейчас неудовлетворительно, и мы не раз поднимали этот вопрос перед администрацией Приморья», — сказал член фракции КПРФ, заместитель председателя комитета по региональной политике и законности заксобрания региона Павел Ашихмин.
Впрочем, эксперты считают, что субсидировать пригородные перевозки экономически необоснованно. «Электричками во Владивостоке пользуются 8–9% жителей, тогда как в бюджете собраны налоги всех жителей. Возникает вопрос: почему одни должны платить эти деньги для других?», — спрашивает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. По его словам, совместно с экспертами специалисты администрации края занимаются этим вопросом уже более десяти лет.
«Был даже подготовлен бизнес-план для того, чтобы пригородные железнодорожные перевозки были рентабельны», — отметил господин Терский. Согласно проекту, пригородные компании могут взять в аренду у РЖД платформы, чтобы воспользоваться ими как торговыми площадями. «Всегда ставился вопрос найти другой механизм коммерческой поддержки, но РЖД никогда не шло навстречу и не сдавало в аренду платформы»,— рассказал господин Терский. В связи с этим, по его мнению, РЖД и пригородные компании должны сами искать способы увеличения своей прибыли. «Администрация края выделяет из бюджета деньги для льготников, но почему она должна финансировать всю компанию в целом? Бюджет — это общественные деньги, и эти деньги должны направляться тем, кто в этом нуждается», — заключил эксперт.
Добавить комментарий