Марксизм снова выходит в мире на первый план, пишет британская The Guardian
На днях исполнилось 164 года, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс написали «Манифест коммунистической партии», который стал вторым в истории бестселлером. Однако сейчас пролетариат не является могильщиком капитализма, а держит его на искусственном жизнеобеспечении. Перегруженные работой, низкооплачиваемые рабочие, якобы освобождённые крупнейшей социалистической революцией в истории (в Китае), балансируют на грани самоубийства для того, чтобы на Западе люди могли развлекаться айпадами. Китайские деньги финансируют Америку, которая балансирует на грани банкротства.
Автор публикации отмечает, что Маркс хоть и мёртв, но всё ещё живёт в душах 43% немцев, которые видят будущее страны в возвращении к социализму, хотя, с точки зрения актуальности, это будет выглядеть как если бы Apple вдруг выпустил инновационный ручной ткацкий станок. Однако нельзя не признать, что такое отношение к социализму старой, семидесяти с копейками лет, закалки оправдано. Марксисты нового поколения не видели Тэтчер у власти, не застали советского социализма. Понимание социализма пришло на современных примерах, таких как крушение стереотипов и воодушевлённость после свержения Мубарака, продемонстрировавшие на практике, что демократия – это явно не та цель, за которую будет бороться мусульманский мир. Таким образом, вновь возникло понимание революции – как процесса, а не события. Контрреволюции продемонстрировали насущность организации и конструктивизма. Нет в нынешней популярности марксизма и шлейфа сталинских ГУЛАГов.
Понятное дело, новый марксизм не будет прежним. Нынешнее поколение не готово к кровавой бойне, хотя цель по-прежнему социалистическая – рабочее общество для рабочего общества. Проводить историческую ретроспективу бесполезно.
На первый взгляд не очевидно, но есть один, достаточно веский, повод вспомнить о марксизме именно сейчас, пока мир прорывается сквозь стихию экономической депрессии. Этот тезис приводит в новом томе «Больше чем Ничего: Гегель и Тень диалектического материализма» Славой Зижек, пытаясь применить марксистскую мысль к экономическому кризису, как фундаментальную классовую вражду между «потребительской стоимостью» и «меновой стоимостью». Между этими двумя понятиями есть одно ключевое отличие: каждый предмет потребления обладает своей ценой, измеряемой в полезности относительно удовлетворения нужд и желаний, в то время как обмен ими оценивается объёмом труда, затраченного на его производство, что в нынешних условиях капитализма делает ценность обмена понятием автономным. Люди при таком раскладе становятся незначительной и временной частью процесса достижения этого самого продукта. Маркс видел причину кризиса в том, что на определённом этапе реальность достигает точки осознания иллюзорности понятия, что деньги рождают деньги, что, в конечном счёте, приводит к своеобразному взрыву, который влечёт за собой ещё больший кризис. Корень кризиса лежит в разрыве между потребительской и меновой стоимостью вне зависимости от реальных потребностей человека.
Что как не «Капитал» читать после этого?! Марксизм влечёт за собой осознание того, что будущее заключается в нашей готовности к борьбе за него, пишет The Guardian.
Перевод РИА «Новый Регион».
Добавить комментарий