Фестиваль ремесел коренных малочисленных народов Севера Сахалина и Дальнего Востока
Важнейшее из фестивальных событий – ярмарка ремесел – собрало на уже привычном пространстве областного краеведческого музея более шестидесяти сахалинских мастеров (главным образом мастериц) от Охи до Южно-Сахалинска, чьей энергией наполняются жизнью традиции предков. Этника остается для художников поистине бездной, откуда они черпают идеи для создания современной моды, «настоянной» на бабушкиных рецептах.
Что и демонстрируют дефиле в национальном вкусе (от дизайнеров нивхской, нанайской, эвенкийской, уильтинской одежды), полюбившиеся моментально, с первого взгляда. Причем условие организатора – показывать исключительно новинки – не стало проблемой для кутюрье, в чьих коллекциях собраны наряды для любого пола, возраста, сезона, для свадебного торжества и даже шаманского таинства. Бережное отношение к наследию подразумевает его творческое развитие, в результате которого рождаются отнюдь не музейные экспонаты, а оригинальные вещи на самый притязательный вкус, успешно встраивающие старинные мотивы и узоры в современный контекст. Так, изысканно смотрится на запястье модницы браслет из рыбьей кожи, а сумочки с дивными узорами – шифрованными посланиями веков – отлично монтируются с летом-2012.
По традиции ярмарка блещет более всего достижениями северосахалинских рукодельниц – швей, вышивальщиц, мастериц по обработке меха, рыбьей кожи. Навыки старших и их вкус к прекрасному ловит на лету подрастающее поколение. И жюри не составило труда найти кандидатов на номинацию «Новое имя» – Анна Паскит из Ноглик и Анна Резник из Поронайска. А резчик Вадим Левкун вместе с сыном Денисом презентовал на ярмарке ни много ни мало миниатюрный уголок нивхского селения в дереве – с летним жилищем, помещением для содержания медведя, фигурками аборигенов…
Организаторы позаботились, чтобы резьба по дереву, камню – как важнейшее из мужских ремесел – получила достойную рекламу, пригласив гостей из хабаровского села Булава. Странно думать, что такие блестящие художники, как Иван Росугбу и Анатолий Дечули, могли бы и не явиться миру, если бы не перестройка, лишившая их когда-то основной работы. Из-под их рук выходят маленькие и большие шедевры из древесины акации, лиственницы, бивня мамонта и рога снежного барана (от «кружевных» шкатулок и чаш до шаманских масок и фигурок медведей с задумчивыми мордочками), филигранностью если не превосходя выдумку матушки-природы, то точно ей равняясь. Около них народ не переводился, а изящные деревянные обереги – против болезней и на счастье – разлетались под напором страждущих, как горячие пирожки. И, между прочим, представляли мастера не только дела своих рук, но и работы ребят из сельского центра национальной культуры, где под их руководством идет воспитание талантливых ремесленников, новых созидателей.
Отметим, что словосочетание «племя созидателей» стало на фестивале крайне популярным. Именно так переводится название легендарной якутской этногруппы «Айархаан» – детища Альбины Дегтяревой, блистательного популяризатора хомуса. Услышав ее в Москве, сотрудник областного центра народного творчества Галина Саменко загорелась мечтой подарить это чудо землякам. Преодолев тысячи километров (а предыдущим гастрольным пунктом этно-группы был олимпийский Лондон), «Айархаан» в лице А. Дегтяревой и ее дочерей Туяны и Миргуяны открыл сахалинцам завораживающий мир хомуса – миниатюрного инструмента, под разными именами имеющего собратьев по всему миру – от Японии и Сахалина до Индии и Германии (в том числе и нивхский аналог – заканга). В его голосе улавливаются виолончель и саксофон, а в умелых руках хомус способен заменить, как говорят знатоки, треть инструментов симфонического оркестра. Благодаря мастерству А. Дегтяревой он поистине может раздвигать стены и открывать ширь степей, оживлять стук копыт летящих лошадей, вой ветра, голос кукушки, шелест старой листвы и даже звон колоколов…
Прошедший под аккомпанемент «Айархаана» и сахалинского ансамбля «Мэнгумэ Илга» (недавнего медалиста VII всероссийского фестиваля культур «Кочевье Севера»), фестиваль ремесел «Живые традиции» при поддержке компаний «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Газпром Трансгаз» добавил еще один кирпичик в многотрудное и важное дело возрождения национальных культур аборигенов Сахалина. Быть может, со временем он станет праздником духовного единения всех народов Дальнего Востока, чьи традиции уникальны, а их хранители неутомимы в стремлении передать заветы пращуров внукам.
И. СИДОРОВА.
Фото автора.
p. s.
Лучшими на II фестивале ремесел коренных малочисленных народов Севера Сахалина и Дальнего Востока «Живые традиции» признаны в номинациях: «Вышивка» – Ефросинья Шкалыгина (Тымовский район), «Лучшие изделия из бересты» – Ольга Бондаренко (Чир-Унвд), «Лучшие изделия из рыбьей кожи» – Наталья Ялина (Охинский район), «Национальный традиционный костюм» – Маргарита Ямакава (Поронайский район), Наталья Ялина (Охинский район), «Национальный современный костюм» – Альбина Мыгун, Алла Козлова (Охинский район), «Обработка меха и кожи» – Любовь Лукшайтис (Александровск-Сахалинский район), «Национальная игрушка» – Елена Очан (Оха), «Мастер и ученик» – Вадим и Денис Левкун (Ноглики), «Резьба по дереву» – Валерий Ялин (Оха), Вадим Левкун (Ноглики). Специальным призом отмечен коллектив «Мастерской сувениров» из Долинска.
Добавить комментарий