Особые экономические зоны в России не эффективны и не способствуют переводу российской экономики на инновационный путь развития
Такой вывод аудиторы сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 году и первом полугодии 2012 года мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».
Анализ, проведённый Счётной палатой, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 года общий объём вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 миллиарда рублей. При этом ещё 33,7 миллиарда рублей не освоено, «из них 19,1 миллиарда – незаконтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ».
«Причинами является то, что ОАО «ОЭЗ» и его дочерними компаниями в установленные сроки не проведены запланированные конкурсные процедуры в связи с несвоевременным утверждением участниками соглашений о создании ОЭЗ перечней объектов строительства», – говорится в сообщении контрольно-счётного ведомства.
Также по различным причинам перенесены сроки строительства ряда объектов инфраструктуры ОЭЗ в Санкт-Петербурге и Москве, республиках Алтай и Бурятия, в Самарской и Липецкой областях, в том числе из-за длительного решения множества вопросов земельно-имущественного характера на местах.
Общий объём отвлеченных ОАО «ОЭЗ» и его дочерними предприятиями государственных средств, по данным Счётной палаты, составил 45,9 миллиарда рублей.
«Эти средства направлялись на осуществление ОАО «ОЭЗ» финансовых вложений, не связанных со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ. А именно они направлялись на создание непрофильных дочерних акционерных обществ (не выполняющих полномочия по управлению ОЭЗ), предоставление займов дочерним акционерным обществам, приобретение банковских векселей, а также размещение свободных денежных средств в коммерческих банках на условиях срочных депозитов и неснижаемых остатков», – указывает Счётная палата. По состоянию на 1 июля текущего года на депозитах находилось 40,9 миллиарда рублей.
«Доход от вкладов за весь период составил 9,4 миллиарда рублей. Для строительства инфраструктуры ОЭЗ эти средства не используются», – констатируют аудиторы.
Также, по объектам инфраструктуры и недвижимости, введённым в эксплуатацию и принятым на балансовый учёт ОАО «ОЭЗ», его филиалы, дочерние предприятия получали из федерального бюджета возмещение НДС, ранее оплаченного подрядным организациям. Однако средства, полученные в качестве возврата НДС, на финансирование строительства инфраструктуры ОЭЗ также не используются.
При плане 223 объекта введено в эксплуатацию 144, работы выполнены на 73 миллиарда рублей государственных средств (40% плановой стоимости объектов).
«При таких темпах завершение строительства инфраструктуры к 2015 году весьма сомнительно», – полагают в Счётной палате.
При этом введённые в эксплуатацию объекты инфраструктуры используются не на полную мощность. Так, объекты теплоснабжения используются на 32,9%, водоснабжения – в среднем на 57,5%, административные площади – на 71,5% а таможенная инфраструктура – на 66%. Соответственно, эксплуатационные расходы общества и дочерних компаний превышают доходы от эксплуатации земель и объектов в 2,6 раза.
В Особых экономических зонах зарегистрирован 301 резидент, их инвестиции в проекты составили 55,3 миллиарда рублей, создано 6,7 тысячи рабочих мест, при этом зарплата пока не отличается от средней по регионам, где созданы ОЭЗ, а где-то и существенно ниже. Резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на различные разработки.
За весь период налоговые отчисления резидентов составили 6,3 миллиарда рублей, а полученные ими льготы – 5,3 миллиарда.
«Экономический эффект от создания ОЭЗ на сегодня составляет 0,68%», – подсчитали аудиторы.
Добавить комментарий