Провал операции ФСБ «Щебёнка». Камчатский суд оправдал «взяткодателя»
Сначала силовые госорганы как асфальтовый каток проехалась по судьбе 61-летнего инженера, вкатав человека в грязь. Но потом пришлось врубить реверс и сделать задний ход. Человек теперь отряхивается от грязи и не верит случившемуся.
Что ж, проблески справедливости в судебных кабинетах иногда проскакивают, правда реже чем падают метеориты. Хотя согласен, что в целом отечественная Фемида испытывает патологически-генетический страх перед оправдательными приговорами. Судьям спокойнее будет если они посадят кого-то чья вина сомнительна. Они считают, что более высокая инстанция их поправит, если что не так. Хуже для судьи будет если в первой инстанции обвиняемого оправдают, а по жалобе следствия или прокуратуры сочтут, что человек все же виновен или ему мало дали. Тогда судья попадает в опалу, под подозрение, а может и мантию придется снять. Судья мягкотелым у нас быть не должен априори и чувство жалости к тем кто сидит на скамье подсудитмых они должны убивать в себе. Теперь кратко о сути дела.
Щебенка в военном карьере
В окрестностях Петропавловска-Камчатского есть заброшенный карьер откуда все кому не лень вывозили щебенку, в т.ч. самосвалы ООО «Стройкомплекс», строившее дороги. Оказалось, что карьер находится на землях Министерства обороны — это 102-е военное лесничество. Зачем военному ведомству лесничества мне сказать трудно. Но они есть.
Чтобы брать там породу нужно, оказывается, ехать в Москву, и в Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ заключать договор. Камчатские дорожники это не стали делать и просто забирали щебенку которой там хватит на столетия вперед. Лесников экскаваторщик посылал недалеко в интимные места и говорил, что они выполняют «План Путина» и строят дороги.
В августе 2011 года военные лесники стуканули Куда Надо. Т.е. в военный отдел ФСБ по береговым войскам. Видимо вывоз щебня из заброшенного карьера серьезно подрывал государственную безопасность и обороноспособность Родины. Завертелась целая чекистская операция. Появилась настоящая работа и у ФСБ-илов. Они решили спровоцировать человека на дачу взятки и им это удалось.
Гэбисты и лесник встретились с инженером в карьере. Были особист Анисимов (слово особист они не любят и величают себя контррзведчиками), военный следователь Человьян, лесник Петров, который стал центральным звеном в «изобличении» взяточника. Говорили инженеру, что фирма породу вывозит незаконно. Сланченко стал предлагать в обмен на разрешение вывозки грунта предоставить военным бетон, железобетон, цемент, либо сделать рекультивацию карьера, предлагал отремонтировать подъездные пути к воинским частям или жилым домам. Обещал встречу с градоначальником и даже с губернатором чтобы решить вопрос. Также сказал, что фирма готова заплатить. «Вы что мне взятку предлагаете?» — спросил резко особист Анисимов? На что инженер Сланченко ответил, что о взятке речи не идет.
Операция «Наблюдение»
23 августа 2011 года на свет родился «ПРОТОКОЛ принятия устного заявления о преступлении», составленный майором отдела ФСБ в/ч 62188 В. Анисимовым. В котором написано, что леснику А. Петрову начальник 102-го военного лесничества поручил установить лиц, вывозящих щебенку из карьера и узнать есть ли у них правоустанавливающие документы на это дело. Особисты оформили процессуально вручение диктофона Петрову для ведения скрытной записи. Это в документах фигурировало потом как проведение оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение» для которого санкция суда не требуется.
Причем развернулась широкомасштабная «детективная» операция которых давно не видело военное ведомство. Особисты доложили военному коменданту гарнизона полковнику Пугачу, что в военном карьере идет незаконная добыча щебня. Комендант доложил командующему и оперативному дежурному войск и сил РФ на Северо-Востоке. Командующий контр-адмирал Маклов 23 августа 2011 г. написал донесение военному прокурору гарнизона и в штаб ТОФ, что из карьера на землях Минобороны частная фирма самовольно добывает и вывозит природный камень для ремонта дороги. Из штаба ТОФ ушло спецдонесение в главный штаб ВМФ РФ.
Если читать все эти серьезные документы и не знать, что в карьере добывали обычный вулканический щебень все кому не лень, то перед глазами рисуется картина, что фирмачи тырили из карьера чуть ли не золотоносную породу с высоким содержанием драгметалла.
Условный сигнал – нажать на тормоз
Чекисты решили брать Сланченко 24 августа 2011 года, будучи уверенными, что тот предложит деньги леснику. Они просчитали, что скорее всего деньги будут переданы в салоне автомашины и попросили лесника когда это произойдет нажать на тормоз. По мигнувшим «стоп-сигналам» они поймут, что взятка передана и надо брать человека с поличным. Инженера ловили на живца. Так все и произошло.
Лесник Петров при новой встрече снова грозил, что запретит вывоз щебня. И потом на вопрос инженера «что вы хотите?» набрал на сотовом телефоне цифру «100» и спросил: «Сейчас можете?» Инженер сказал, что переговорит с начальством и уехал. Вскоре привез 100 «штук» в газетке. И передал в салоне грузовика. Лесник нажал на стоп-сигнал и к машине подскочили обрадованные гэбисты в окружении взвода автоматчиков, которых туда прислал комендант гарнизона полковник Пугач.
Сланченко был задержан. Немолодому человеку предстояло провести более 2-х месяцев в тюрьме, познать, что такое тюремная баланда и больничка.
26 августа заместитель начальника Управления ФСБ по ТОФ полковник Крысин направил материалы оперативно-розыскной деятельности в военно-следственный отдел ТОФ. Там возбудили дело по ст. 291 ч. 2 «Дача взятки… должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)» Статья предусматривает штраф от 100 до 500 тысяч или посадку на срок до 8 лет. Новость о задержании взяточника облетела Россию, и чекисты наверняка ходили в почете у руководства Лубянки т.к. внесли свою лепту в борьбу с коррупцией которая местами стала принимать в России вид маниакального психоза. И под раздачу можно попасть запросто. В России с некоторых пор наблюдается педоистерия по поиску педофилов, и страна слегка шизанулась на ловле коррупционеров. Только мусара и ФСБ-илы зачастую ловят не тех кого надо, а вот, к примеру, таких инженеров за вывоз щебенки, чтобы тупо поставить себе галку для улучшения отчетности. Хотят тут максимум тянуло на административку.
Подстрекательство к даче взятки
Адвокат Ольга Феофанова прямым текстом писала жалобы, что было налицо подстрекательство и провокация к даче взятки со стороны отдела ФСБ, а проведение оперативно-розыскных мероприятий по таким делам допускается лишь при наличии заявления лица о вымогательстве или предложения взятки. Российское и международное право трактует, чтобы действия оперативных работников в таких случаях ограничивались пассивным характером фиксации действий взяткодателя. Защитник просила возбудить дело по ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа». Подавала жалобу на действия сотрудника ФСБ майора Анисимова и военного следователя Гулина. В ответ получила «Постановление о полном отказе в удовлетворении жалобы» от первого заместителя военного следственного управления СК РФ по ТОФ полковника юстиции Н. Демидова.
Ответ из военно-следственно управления СК РФ по ТОФ адвокату Феофановой О.П. — «идите лесом». Адвокаты РФ таких отписок из СК получают ежедневно тысячи и тысячи. Никто не хочет на стадии следствия вникать кто прав, кто виноват и нарушили ли опера и следователь что-то. Мол, суд разберется.
Инженер Сланченко попал под пресс силовиков который почти в 100 % случаях раздавливает судьбы людей. Более того, Анатолий Григорьевич являлся гражданином Украины. У него было разрешение на временное проживание в России на год – до 4 октября 2011 года. Когда он вышел из СИЗО и обратился в отдел миграционной службы с просьбой выдать разрешение на новый срок, то получил отказ. Мотивированный тем, что в отношении него возбуждено уголовное дело. Он направил жалобу директору ФМС России, что возбуждение уголовного дела по закону не является основанием для отказа в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Это был волюнтаризм камчатского ОФМС и боязнь силовых структур. Видимо в миграционной службе были уверены, что человека осудят или действовали незаконно науськанные военным отделом ФСБ.
Дальше был суд и приговор. Судья Н. Борисенко подробно расписала «злодейство» Анатолия Сланченко. У судьи не было сомнений, что преступление совершено умышленно и полностью доказано. Судья приговорила человека к штрафу в 500 тысяч рублей и он несказанно радовался, что так легко обошелся, а могли и упечь на несколько лет. Но адвокат стала упрашивать его подать «касачку».
Сомнения в виновности осужденного появились у судебной коллегии по уголовным делам Камчатского краевого суда (судьи Л. Мартынюк, И. Верес, О. Гулевская). Они записали в своем решении, что показания свидетеля Петрова противоречивы, а у Сланченко наоборот последовательны. У инженера возник умысел на передачу денег в сумме 100 тыс. рублей только после действий Петрова. Суд сделал вывод, что лесник избрал при разговорах такую линию поведения и предпринял конкретные действия, направленные на то, чтобы вынудить Сланченко на дачу взятки. Человек был полностью оправдан. По идее сейчас надо ЧеКа-нутых оперов привлекать за провокацию взятки. Но вряд ли прокуратура и СК на это осмелится. Значит они добровольно заблуждались и перестарались в своем рвении изобличить взяткодателя.
Инженер на радостях уехал в родную Украину, где наверняка рассказывает про свою отсидку в СИЗО, следствие и суд. Поведает, что в России еще можно найти в судах справедливость. Порадуемся и мы за инженера-строителя, что ему просто несказанно повезло. Кассационная инстанция могла формально тупо утвердить решение первого суда и не вникать в суть дела, что зачастую и происходит. шансы на обжалование в каждой инстанции уменьшаются многократно, особенно в Верховном Суде РФ, где даже листать бы дело не стали.
Проколы камчатского УФСБ были и ранее
Это не первый оправдательный приговор по делам такой категории. Я порылся в своих архивах. 15 мая 2002 года в горсуде Петропавловска-Камчатского был оправдан майор налоговой полиции С. Даниленко. Майор был схвачен сотрудниками Управления ФСБ по Камчатской области 17 октября 2001 года при передаче ему 2000 долларов директором фирмы, занимавшейся поставками топлива. Причем деньги были меченые. Предварительно в кабинете была тайно установлена скрытная видеокамера, все переговоры также велись на спрятанный диктофон. Кадры поимки с поличным взяточника были показаны по всей России. Даниленко несколько месяцев просидел в тюрьме. Когда взятка стала «сыпаться», то следствие переквалифицировало статью в мошенничество. Судья В. Мякшин пришел к выводу, что обвинение не нашло своего подтверждения, было налицо провокация и оправдал подсудимого.
В конце 2005 года камчатским судом был полностью оправдан сотрудник камчатской таможни Дмитрий Горбачев, обвинявшийся в превышении должностных полномочий. УПК РФ предусматривает официальное принесение извинений от имени прокурора лицу, которое реабилитировано в суде. Ст. 136 п. 1 «Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред». Горбачев не дождался извинений. Транспортный прокурор Михаил Симахин врал, что ему послали извинение по почте. Оправданный обращался пару раз в суд с жалобой, чтобы заставить прокуратуру через суд принести официальное извинение и опровергнуть распространенные в отношении него порочащие сведения в российских СМИ. И прокуратура вынуждена была это сделать через год после оправдательного приговора.
С далекой Камчатки мне, конечно, не стоит совать свой нос в недавний приговор по «Pussi Riot». Хотя интуиция мне подсказывает, что в кассационной инстанции самым мудрым решением будет смягчить приговор и дать им условно. Так наверное и будет. Оправдать их в суде — это из области фантастики. А так старшие коллеги поправят судью Сырову и снизят накал страстей, сыграют в игру «злая тетя-добрые дяди/тёти». Так что жалуйтесь, добивайтесь правды, авось и вам повезет.
Радио «Эхо Москвы»
Добавить комментарий