Эксперт призвал не преувеличивать заинтересованность азиатских стран в ресурсах российских регионов
— Если в стране есть ресурсы, которые могут быть включены в процесс индустриализации в АТР, то их нужно включать. Другое дело, мы не единственная страна, которая обеспечивает поставки сырьевых ресурсов. К примеру, Австралия начала эту переориентацию 30 лет тому назад, и сегодня близкий набор ресурсов страна поставляет на азиатские рынки, и по ряду позиций занимает 15-25% рынка. А Россия не дотягивает до пяти процентов. То есть, казалось бы, мы ближе, эти ресурсы у нас присутствуют в больших масштабах, а уровень их задействованности в процесс индустриализации ниже. Происходит так потому, что решения о переориентации нужно было принимать раньше, нужно понимать, что это не быстрый путь.
Любой ресурсный проект является достаточно капиталоемким. Он требует развития сложной инфраструктуры, причем, внутри страны в плане логистики и транспорта, поэтому его нельзя сделать за год или два, — считает Петр Щедровицкий.
Главная проблема России в том, что страна серьезно отстает от своих конкурентов, число участников ресурсного рынка растет. Другими словами, не стоит преувеличивать заинтересованность азиатских стран в ресурсах российских регионов, и не стоит принимать ресурсную экономику как панацею, сообщает PrimaMedia.
— Сырьевой рынок в целом является рынком с убывающей полезностью, поэтому, если мы сегодня будем продавать ресурсы, то должны понимать, что это на короткий промежуток времени. Затраты большие, а эффект краткосрочный. Ничего нет плохого в том, чтобы продавать ресурсы, но не стоит думать, что это панацея, что на этом можно выстроить страновую специализацию. С этим же предложением завтра выйдут страны Африки, с этим предложением выйдет Казахстан, сегодня выходит Австралия, Канада, — отметил эксперт.
Изменить ситуацию и повысить привлекательность Дальнего Востока можно только решив его проблемы, такие как отсутствие инфраструктуры, низкая плотность расселения, отсутствие высоких видов деятельности.
При том уровне инфраструктуры и других обозначенных показателей Россия, по мнению Петра Щедровицкого, странам АТР не очень-то нужна.
— Эти пять процентов рынка можно считать вполне заслуженными. Они отражают и уровень освоения территории, и заинтересованности в такой кооперации стран АТР. Сейчас, после Фукусимы, когда Япония вынуждена перепланировать свой стратегический, энергетический баланс, возникают текущие потребности в газе, нефти. Японцы ведут широкий поиск по всему миру долгосрочных контрактов на ресурсные поставки. Но как только они скомпануют топливную корзину, заключат договоры с другими поставщиками. А, если мы будем медлить или, если проекты будут настолько долгосрочны, что их нельзя рассматривать как управляемые и планово предсказуемые, то будут приняты решения более дорогие для страны-реципиента, но зато надежные. Поэтому тот, кто уже развернул эту инфраструктуру, оказывается в более преимущественном положении, — рассуждает Щедровицкий.
— Что касается Китая, то он демонстрирует не повтор индустриального развития, а с самого начала строит инновационную экономику. Потребность в ресурсах будет снижаться потому, что тип экономики будет другой — менее ресурсоемкий, более энергоэффективный.
Однако факт того, что АТР становится эпицентром мирового развития, а близость дальневосточного региона дает стране серьезные преимущества, обязывает задуматься о создании условий для выхода России в пространство Азиатско-Тихоокеанского региона.
Добавить комментарий