Скончалась исполнительница главной роли в фильме «Эммануэль»
Сильвия Кристель умерла в возрасте 61 года. Второй такой Эммануэль в кино никогда не было и не будет.
Сильвия Кристель родилась 28 сентября 1952, Утрехт, Нидерланды, модель, актриса, писательница. Сыграв в трех эротических фильмах «Эммануэль», стала секс-символом середины 1970-х.
В девять лет Сильвия впервые столкнулась с жестоким миром. Администратор гостиницы, где работали ее родители, чуть не изнасиловал Сильвию. Спасла девочку случайно спустившаяся в бар тетка Алиса. Хотя «дядю Ганса» на следующий день выгнали, сцена наложила отпечаток на все ее детство.
«Мать рассказывает, что когда мне было два года, я чуть не задушила младшую сестру, новорожденную Марианну. Как я ее могла задушить? Нет, мне бы ее очень не хватало».
В четыре года Сильвия из любопытства укатила на поезде в неизвестном направлении, а в десять подбила сестру на то, чтобы танцевать голыми на столах в баре гостиницы, когда там никого не было. Случайный прохожий, заглядевшись на ходу на «шоу», налетел на телефонную будку к еще большей радости девочек. Чтобы задавить растущий нарциссизм маленькой внучки, ее бабушка заклеивала зеркало газетой. Но это, как известно, не помогло.
Все голландские родственники семейства Кристель были с серьезными отклонениями в психике.
«Тетя Мэри страдала маниакально-депрессивным психозом. Она была все время или накачена литием, или прибита электрошоком, чтобы держать ее в стабильном состоянии. Я еще маленькая была потрясена размером державших ее санитаров». В минуты просветления тетка бывала веселой и разухабистой, тратила деньги и делала подарки. «Когда я буду большой, я тоже буду маниакально-депрессивной,- решила девочка. Ведь это так весело и развлекательно».
Родителей Сильвия очень любила.
«Мама любила танцевать, шить, работать и моего отца». «Мой отец любил выпивку, охоту, мать, спорт, плотские забавы и шахматы». «…Мои родители встретились на танцах.. Отец любил женщин и красоту, и полюбил мать после первого приглашения».
Развод родителей уже взрослая Кристель будет вспоминать как самое большое горе своего детства. В семье было необычное отношение к алкоголю.
«Алкоголь был частью моей жизни с самого начала, с того дня, когда еще младенцем, чтобы скорей меня угомонить, мама прикладывала к моим губам полотняный мешочек с сахаром, смоченным в теплом коньяке. Алкоголь делал моего отца радостным, шумным. Он играл, пел, придуривался, был моим клоуном. Алкоголь развеивал протестантскую серьезность моей матери, она выходила из своего молчания, начинала произносить незнакомые мне слова, словно становилась другим человеком…».
Девочка выучилась счету по числу кружек пива, которые выпивал ее отец за день. До школы она научилась считать до сорока. Трезвым отец вообще не разговаривал ни с кем.
Непоседливый характер девочки стал проявляться, когда она пошла в школу. Ей было трудно смириться с дисциплиной после полной свободы дома. «Я отказывалась даже ходить в туалет на переменах в отведенное для этого время. Мочевой пузырь у меня воспалился, но в туалет я не ходила все равно. Также я отказывалась вешать пальто в раздевалке. Там была нарисована белочка, которая мне не нравилась».
«Я провожу в пансионе веселые, нормальные, спортивные годы. Я бегаю, плаваю, прыгаю… Я начала курить. Сестры также курили по воскресеньям. Как мой отец, я затягивалась «Кэмелом» без фильтра и гордилась, что делала это, не кашляя».
Когда Сильвии было 11 лет, ее отдали в католический интернат. Девочка проведет много бессонных ночей, прежде чем привыкнет к жестоким нравам пансиона для благородных девиц. Не слишком состоятельную тогда Кристель будет обижать то, что ее соученицы разъезжаются на уик-энд в родительских лимузинах, в то время как она чапает в родной Утрехт на электричке. От матери-наставницы Марии Иммакулаты Кристель вынесет главное правило своей жизни: «Неси себя высоко. Людям не нравятся те, кто валяется на земле».
В интернате она была примерной ученицей, поэтому после окончания школы Сильвию отправили в протестантсткую семенарию в Сиднее.
Уже в школьном возрасте тело будущей Эманюэль будоражит воображение мужчин. «Что значит быть красивой? Моему телу дарят все больше и больше комплиментов. Ко мне пристают на улице, мне свистят вслед, меня внимательно разглядывают. Я чувствую желание других, но еще не свое. Концентрировать желание – это власть над другими. Я обнаружила свое влияние».
Когда Сильвии было 15 ее родители развелись, отец бросил ее мать и ушел к другой женщине. Развод родителей очень сильно повлиял на Сильвию, ее брата и сестру. Сильвия так и не смогла простить отцу это предательство и после этого с еще большим напором стала делать карьеру модели, а затем актрисы. «Я хотела, чтобы мой отец видел меня, видел мой успех», — пишет она.
Первый поклонник появился у католической выпускницы, когда она обучалась танцам в Амстердаме и подрабатывала официанткой, подворовывая у жадных хозяев чаевые, которые приходилось выносить в туфлях. Красавца звали Ян, он был журналист и гонял на «Альфа-Ромео». С его подачи она первый раз пробуется в кино. а сам он, соприкоснувшись тогда же с шоу-бизнесом, поменяет сексуальную ориентацию к великому изумлению возлюбленной. Первые парижские пробы на фильм Жан-Клода Бриали не уведут Кристель дальше постели ассистента режиссера, но зато это будет хорошим уроком на будущее.
Обжегшись на тусовке, она решает пробиваться через конкурсы красоты. Завоевав титул сначала мисс голландского телевидения, а потом и в конкурсе «Мисс Телевидение Европы» и всерьез готовилась стать моделью.
Оказалась в роли «Эммануэль» Сильвия случайно. Фильм «Эммануэль» снял дилетант — Жюст Жекин, до этого он был модным парижским фотографом. Об отношениях Жюста Жекина и Сильвии Кристель неумолкала пресса тех лет.
Алан Сирицки, продюсер фильма: «Я искал актрису несколько месяцев, но ни одна девушка не была похожа на Эммануэль. И как-то раз мне попалась кассета с кинопробами, где вдруг появилась худенькая девушка с короткой стрижкой. Все закричали: «Останови, это она!»
«Мы встретились с Жюстом, он включил камеру. На мне было платье с очень глубоким вырезом — вспоминает Сильвия. Я сделала движение плечами, платье упало и осталось висеть у меня на талии, а я просто продолжала говорить. И Жюст сказал: „Я хотел бы сфотографировать тебя обнаженной“. Я ответила: нет проблем! И он понял, что со мной не будет проблем, что я могу спокойно раздеться перед камерой».
Несмотря на очень откровенные для того времени сцены, использованные в фильме «Эммануэль», на съемки она согласилась.
Не обошлось без влияния 40-летнего бельгийского поэта Хуго Клауса, с которым она тогда сожительствовала, и который участвовал в создании фильма. Она была уверена, что его «элегантность и утонченность» не позволят превратить картину в чистую порнографию и что режиссер Жюст Жекин не станет снимать «ничего вульгарного».
Все известные актрисы Франции отказались от этой роли. Все это отдавало порнографией». Хуго подтверждает, что книга стоящая, но пройдет ли фильм цензуру? Без широкого экрана славы не видать как своих ушей. «Ни одна актриса не хочет эту роль? Отлично, я ее получу, это лучше, чем быть никем. Я стану Эмманюэль, которую они ищут.»
«Я никогда не занималась любовью перед столькими людьми, с незнакомыми, с женщинами, любовью без смысла, любовью как наслаждением».
Чтобы преодолеть смущение, дебютантка перед каждой интимной сценой, пила шампанское.
«Я победила мой стыд, я его сковала. Шампанское стало моим союзником. Несколько бокалов и мой страх растворялся. Во мне не было эксгибиционизма, а только желание понравиться и вкус ожидаемого успеха».
Кристель забывает текст, ей говорят, что это не важно, все равно на французский ее будут дублировать. Даниэль Сарке, играющий ее мужа по книге, все время нервничает из-за присутствия настоящей жены на съемках. Кристель усваивает отрешенную манеру занятия сексом, что кует флер таинственности, который прославит Эмманюэль. «Роль, о которой я мечтала, как о трамплине меня сковала навечно. Мое тело стало важнее, чем мои слова. Я стала актрисой немого кино, урезанного, лишенного всего, что образует индивидуальность». Возможно, именно по этому Кристель станет виртуальной любовницей всего поколения.
Основы профессии даются ей нелегко.
«Сегодня мне предстоит мастурбировать, вчера я присутствовала при мастурбации других персонажей, но это были профессиональные танцовщицы из местного клуба. Сегодня моя очередь. Я боюсь и прошу сигарету». Только после хорошего «тайского косяка» главной героине удается воплотить яркий замысел режиссера. «Потом во время просмотра фильма в Англии я буду заходиться смехом во время этой сцены. На экране совершенно очевидно, что мои глаза блестят от наркотика, а не от возбуждения».
«А сегодня меня будут насиловать. Я ненавижу эту сцену. Мне претит физическое принуждение. Тем более, что мой партнер — не профессионал… Аксьон! Меня держат за руки двое других. Я ору, задыхаюсь, отталкиваю «насильника» силой, которая его удивляет. Стоп!»
Через переводчика тайцу с трудом доносят мысль, что мол не надо жестокости и натурализма, здесь — кино. Дальше все идет как по маслу.
«Бюджет фильма тощий, костюмов — мало, а вся пленка считана по метражу. Первый дубль часто считается удачным, а съемочная группа регулярно исполняет массовку».
К ужасу продюсера, единственный «Ягуар», взятый на прокат, умудряются разбить, а это половина бюджета. Перед завершением съемок сцена с сексом на пляже завершается почти катастрофой. Тайская полиция арестовывает всех, режиссера сажают в тюрьму. Полиция хочет арестовать отснятую пленку, но камермен умудрился подсунуть вместо нее чистую бобину. Оказалось, съемки велись на монастырской земле, и местные власти расценили это как надругательство. Только после вмешательства принца королевской крови позволило освободить бедолаг. В последней эротической сцене на лошадь вместо Кристель залез директор фотографии Ричард Судзуки, одевшийся в ее платье. Сильвия -никакая не наездница, но сцена все равно получилась эротичной.
К ужасу восходящей звезды экрана французские власти классифицируют фильм как порнографию и хотят запереть его в порнокинотеатрах. Только смена президента со смертью Помпиду позволила разблокировать прокат. Эмманюэль выходит 26 июня 1974 года с запретом для детей младше 18 лет. «Запах серы окружает фильм, а это создает бесконечные очереди на Больших бульварах. Кинозалам не хватает копий. Между сеансами курьеры перевозят копии из одного кинотеатра в другой». Сильвия Кристель окончательно становится Эмманюэль. Афиша на которой она, обнаженная, сидит в плетеном кресле будет висеть на Елисейским полях 13 лет. Фильм увидят за это время 9 млн. французов и десятки миллионов в остальном мире.
Сильвия Кристель снялась еще в нескольких сериях про Эммануэль. Скандальная слава Эммануэль не угасала до 90-х, при этом появлялось множество подделок «под Эммануэль» откровенно порнографического содержания.
В интервью The Sunday Times актриса сказала: «Было чудесно – тогда, пока все это было. Каждый говорил тебе «любимая» и отвечал «разумеется» любым твоим прихотям».
О ее многочисленных романах слагали легенды, ее стиль жизни — «от заката до рассвета» — бесил завистников.
Сильвия была любовницей Президента Франции Валери Жискара д’Эстена, что не скрывали они оба. Их роман начался задолго до того, как д’Эстен стал хозяином Елисейского дворца. Однако ни победа на выборах, ни рождение четвертого ребенка от законной супруги не изменили их отношений. О романе президента с «Эммануэль» знали все. Сильвия часто выступала в роли хозяйки официальных приемов и сопровождала своего покровителя во время зарубежных турне. И все это — несмотря на то, что ни актриса, ни глава государства не были друг другу верны.
Личные взаимоотношения связывали Кристель с бельгийским детским писателем Хюго Клаусом, от которого она в 1975 году родила сына Артура. Как она сказала, она почти не воспитывала его: Артур подрастал сам, пока она снималась в фильмах серии «Эммануэль». Сейчас она об этом очень жалеет. Когда Артуру исполнилось шесть, Кристель отправила его на обучение в Голландию. Навещала она его по выходным. Долгое время встречалась с британским актёром Иэном Макшейном. Впоследствии вышла замуж за режиссёра Филиппа Бло, у которого снялась в трёх фильмах, провалившихся в прокате. Бло фактически пустил на ветер все сбережения актрисы — недвижимость и драгоценности Кристель пошли на оплату его долгов.
Кристель увлекалась живописью, которая стала ей отдушиной. Долгие годы Кристель пыталась наладить отношения со своим сыном Артуром, который после трех незначительных ролей в кино стал работать в кофейном магазине своей тёти Марианны, младшей сестры Сильвии. Сама Сильвия сейчас зарабатывает, продавая свои картины и участвуя в различных телевизионных передачах.
В 2006 году актриса написала автобиографию «Обнаженная», которую посвятила своему сыну. В книге Иэн МакШейн фигурирует под именем Бен, а Филипп Бло — под псевдонимом Кристоф.
Добавить комментарий