«Эксперт»: разбираться с «нарушениями» во время подготовки к Саммиту АТЭС во Владивостоке будет Дмитрий Медведев
Скандал открылся обысками 8-9 ноября в Дальневосточной дирекции Минрегиона, уже готовившейся к собственной ликвидации (эта структура была создана специально «под Cаммит»). После этого под стражу был взят экс-замглавы Минрегиона Роман Панов, к этому времени уже утвержденный на посту главы правительства Пермского края, но, правда, не успевший трудоустроиться официально. Впрочем, в Москву силовики доставили его именно из Перми. Туда Панов пришел по приглашению ныне пермского губернатора, а в недавнем прошлом – главы Минрегиона Виктора Басаргина. Под подозрением также оказался глава Дальневосточной дирекции Олег Букалов, проработавший на этом посту около года (еще в начале ноября он сопровождал главу Счетной палаты РФ Сергея Степашина в поездке по Владивостоку, после которой и произошел скандал). Возбуждено дело по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». По версии следствия, подозреваемые провели конкурсы на инженерное и научно-техническое сопровождение строительства объектов Cаммита, а также на страхование недостроенных объектов, после чего обеспечили победу в них «своим» (речь идет об ООО «ИГ «Пионер»», которую ранее возглавлял Букалов). Из-за того что оговоренные госконтрактами услуги ранее выполнили другие фирмы, 93 млн бюджетных рублей были переведены на счета сторонних организаций и похищены.
В целом стоимость проекта Саммита АТЭС-2012 составляет почти 700 млрд рублей, включая газопровод с Сахалина и другие прямо не связанные с Саммитом проекты. На этом фоне озвученная сумма кажется смехотворной, а вся ситуация напоминает сведение чьих-то счетов.
Возможно, именно поэтому днями позже Степашин озвучил уже другие суммы – 15 млрд рублей, освоенных в 2008-2012 годы с нарушениями (нарушения, впрочем, еще не хищения). Согласно сообщению департамента информации СП РФ, выявлено, что «на протяжении всего срока реализации подпрограммы строительство большинства объектов осуществлялось в отсутствие полного пакета исходно-разрешительной документации. У всех без исключения госзаказчиков к завершению строек отсутствовали утвержденные положительные заключения экспертизы на проектную документацию… Администрация Приморского края, являясь заказчиком, не обеспечила готовность к Саммиту двух пятизвездных гостиниц, театра оперы и балета и ряда других объектов».
Очень странные фразы, если учесть, что на протяжении всех четырех лет стройки Саммита велись под неусыпным контролем федеральных структур, начиная от той же СП и заканчивая первым вице-премьером Игорем Шуваловым и президентом Владимиром Путиным. При этом стройки велись в авральном темпе. До последнего момента не было понятно, какие объекты успеют ввести в строй. Был даже принят специальный федеральный закон, ускорявший прохождение госэкспертиз и других процедур. Но, выходит, и закон не помог; причем выяснилось все только теперь.
В самом Владивостоке больше тревожатся не о судьбе оказавшихся под подозрением чиновников, а о незавершенных объектах Саммита АТЭС. Например, до сих пор не достроены два пятизвездных отеля. Более того, непонятно, на чьем балансе в итоге окажутся эти построенные при участии бюджетных средств объекты. Депутат законодательного собрания Приморского края Артем Самсонов считает, что готовится передача гостиниц в частные руки. Известно, что стройкой занималось близкое к экс-губернатору Сергею Дарькину ОАО «Наш дом – Приморье» (компанию возглавляла Марина Ломакина, после ухода Дарькина почти сразу лишившаяся и поста депутата городской думы, и должности гендиректора).
Не меньше вопросов вызывает мост через бухту Золотой Рог в центре Владивостока. Он хотя успешно участвует в городском движении, но до сих пор не доделан. На южной половине моста, где в конце прошлого года случился пожар, до сих пор не разобраны дополнительные конструкции, которые должны были подпирать объект в процессе строительства. По одной версии, задержка связана с тяжбой между генподрядчиком – ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» (ее также считают «дарькинской») – и субподрядчиками. По другой – все дело в том, что южная половина моста якобы уже «поплыла» и без подпорок долго не простоит. Власти старательно отмалчиваются.
Не доведена до ума широко разрекламированная трасса Седанка – Патрокл – та самая, на которой уже не раз случались оползни грунта после дождей. По мнению доктора географических наук Юрия Наумова, она спроектирована с грубейшими нарушениями строительных норм. Кроме того, эта трасса, идущая в обход города, до сих пор не снабжена съездами и развязками и поэтому в общегородском трафике задействована слабо.
Есть множество вопросов по условиям проживания студентов и преподавателей в новом кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русском, где в сентябре и состоялся Саммит; по новому владивостокскому аэропорту, во время дождя превращающемуся в озеро; по рекультивированной Горностаевской свалке, почему-то пошедшей трещинами и начавшей дымить; по сорванному строительству театра оперы и балета и т.д. (кстати, буквально сегодня приморский губернатор Владимир Миклушевский уволил директора департамента градостроительства Приморского края Сергея Якушина – как раз за срыв сроков сдачи театра и «ряда значимых объектов» из-за «слабой исполнительской финансовой дисциплины»). Все эти вопросы вызывают куда больше беспокойства, чем публично озвученные претензии к Панову и Букалову. По неофициальной информации, разбираться с тем, что наворотили чиновники со стройками Саммита, продолжит премьер-министр Дмитрий Медведев, который уже в ноябре может посетить Владивосток.
Добавить комментарий