Якуты поставили спектакль «Созвездие Марии» под лестницей «Гостиного двора» в Москве
А спектакль обширный — драматический, глубокий, думающий и чувствующий: он не столько о любви двух пламенных сердец, сколько об истории государства Российского, в которой перед зрителем «во всей красе» своей предстает переломная эпоха, когда умирает Петр I и на трон восходит недалекая правительница Анна Иоанновна с Бироном, которой великие петровы дела оказываются за ненадобностью, и она с легкостью изводит «птенцов петровых» — людей, исполненных долга, чести, совести и благородства, сообщает официальный информационный портал Республики Саха (Якутия).
Грустная история, но в ней много тепла, света, музыки, и «Браво!» было ему обеспечено, увиденному аплодировали стоя. А надо заметить, что на спектакль пришли известные писатели, вдумчивые критики и театроведы, редакторы столичных изданий, журналисты и, между прочим, знаменитый путешественник Дмитрий Шпаро, исследовательская экспедиция которого на могилу Василия и Марии Прончищевых приоткрыла завесу тайны трагической и великой истории любви и смерти. А еще за действом наблюдали с «галерки» случайные зрители – многочисленные вечерние посетители «Гостиного двора», с любопытством высыпавшие на балконы…
Не ошибусь, если скажу, что зритель остался в потрясении. И от самой истории, и от того, как красиво и трепетно она описана Владимиром Федоровым, выступившем в этом спектакле сразу в трех своих ипостасях: блестящего драматурга, талантливого прозаика и поэта, ведь все песни, которые звучали в спектакле, тоже написаны им самим. А музыку к стихам написал Виктор Климин, тоже якутянин, который давно уехал в Америку, но связь с якутскими друзьями не потерял и теперь приехал в Москву на премьеру.
В потрясении остался зритель и от задачи, которую решал якутский режиссер Андрей Борисов, в распоряжении которого была отнюдь не сцена, а беломраморная лестница. Эту лестницу Борисов сумел обыграть и заставил работать, превращая ее то в дворцовую, а то в корабль Василия Прончищева. И — был размах! Звучала музыка, свистел ветер, надувая белые паруса, спускались и натягивались канаты, сыпал пушистый снег, и все пространство «Гостиного двора» становилось пространством Арктики – огромным, пустынным, безмолвным и неизведанным, и зритель чувствовал себя частицей происходящего, поскольку границы между ним и артистами без сцены практически были, скорее, стерты, чем обозначены. И когда на сцене строгали рыбу, зрители чувствовали ее вкус…
Блестяще справилась со своей задачей актриса Русского драматического театра Марина Слепнева – в ней зритель увидел и любовь, и переживания, и тоску главной героини Марии Прончищевой по своему мужу Василию. Великолепный Эдвардас Купшис был просто неотразим в роли Витуса Беринга – он даже говорил с подобающим ему акцентом. В спектакле сыграли и артисты Саха-театра и студенты Арктического государственного института искусств и культуры (АГИКиИ) – гардемаринов из местного населения, которых Витус Беринг выучил в якутской навигацкой школе и привлек к экспедиции. Не обошлось в спектакле и без шамана – это чисто режиссерская находка. Он, по мнению Андрея Борисова, был из гардемаринов, предчувствовал опасность и мог бы трагедию предотвратить. Но паруса приспущены, канаты собраны… Великолепный спектакль. Замечательно, что он состоялся и оставил в сердцах людей теплые светлые чувства. Хочется верить, что на этом он не закончится и ждет своего продолжения, как ждут премьеру теперь в Санкт-Петербурге и Якутске. Успехов ему и «Браво!»
Добавить комментарий