«Примавтодор» попросил из бюджета Приморского края 800 миллионов рублей
Крупная задолженность у предприятия образовалась за последние три года, и, по свидетельству некоторых очевидцев, компания была загнана в эту ситуацию благодаря преднамеренным действиям лиц, в прошлом стоящих у руля компании, а сегодня выступающих в роли ее кредиторов, пишет «Золотой рог».
Сегодня спасать «Примавтодор» предлагается за счет налогоплательщиков. Запрос на субсидию в общей сложности оценивается почти в полтора миллиарда рублей. В том числе еще в этом году компании необходимо 800 млн рублей для погашения текущей задолженности перед налоговой, пенсионным фондом, прочими кредиторами, в том числе перед одним из банков. Просьба о выделении субсидии мотивируется риском банкротства компании. Вопрос о банкротстве компании всплывает в негативном свете. Хотя закон позволяет руководству подать заявление о добровольном банкротстве, которое на какое-то время защитит ее от кредиторов и позволит вести оперативную деятельность без привлечения бюджетных средств. По оценкам экспертов, «Примавтодор» является достаточно высокорентабельной компанией. Защитив себя от кредиторов, она способна самостоятельно выпутаться из долгов в течение четырех-пяти лет.
В сентябре администрация Приморского края, как собственник ОАО «Примавтодор», не продлила контракт бывшему генеральному директору компании Льву Панченко. На его место пришел Александр Гофман, ранее занимавший высокую должность в ОАО «ТМК». Все, что за три месяца смогло сделать новое руководство, — это опять попросить денег.
Однозначно, какие-то финансовые вливания предприятию нужны, считают наблюдатели, без них «Примавтодор» уже не сможет подняться с колен. Вопрос в том, какой должен быть размер этих вливаний. «Гофман озвучил цифру 800 млн рублей, но это требование на 2012 год, а на 2013 год запрашивается еще примерно 700 млн, — отмечает один из экспертов. — Итого — 1,5 млрд. Удивляет то, что просто просятся деньги, не представляя программу вывода «Приматодора» из хронического кризиса. Не объясняется, почему именно 700 млн, а не 300, допустим? Какие меры будут приняты для оптимизации ее производственной деятельности, повышения эффективности, ничего этого нет.
«Да, много проблем, копившихся годами, но резервы, за счет которых можно оптимизировать работу, у предприятия есть, — считают лица, знакомые с его деятельностью. — Несмотря на все проблемы, «Примавтодор» — это рентабельная и хорошо рентабельная компания, а отрицательный денежный поток формируется из-за того, что выплаты по долгам превышают доходы, образуется нетто-дефицит денег».
Теперь вопрос о выделении субсидии будет вынесен на рассмотрение Заксобрания, которое может ходатайствовать перед губернатором. Интрига на сегодня состоит в том — выделят «Приматодору» бюджетные деньги или нет, и как. Со стороны наблюдателей мнения разделились примерно поровну. Дело в том, что краевой бюджет уже принят, и принят с дефицитом в 8,8 млрд рублей — решаются вопросы социальной направленности. Но на слуху ситуация, что привела к параличу движения в Подмосковье, если она повторится в Приморском крае, то ударит по имиджу губернатора. Логично в этой ситуации деньги дать. Как будут развиваться события, должно быть понятно в течение декабря.
На сегодня «Примавтодор» работает в ситуации, когда всего не хватает. Не хватает топлива, специальных смесей, техники и т.д., а контракты на содержание дорог выполнять надо, ведь это в конечном итоге — деньги. Плюсом для компании является то, что в этом году зимний тариф выше, чем был в прошлом году, что позволяет зимой зарабатывать больше, чем летом. Всегда было наоборот. Сам бог велел не останавливаться и не снижать объем работ, заложенный в контрактах, чтобы не останавливалось текущее финансирование.
Но как быть, если государство не найдет возможности выделить «Приматодору» денег? В этих условиях наверняка будут рассматриваться какие-то межбюджетные возможности пополнения оборотных средств на ликвидацию финансовых разрывов, считают наблюдатели. Как один из вариантов — за счет выхода на субподряд на строительство дороги Уссурийск — Госграница, средства на которую прописаны бюджетной строкой. Конечно, это будут не те суммы, которые необходимы предприятию, но все же что-то.
Еще есть возможность получить авансом бюджетное финансирование за счет контрактов, которые еще не выполнены. Но опять же речь идет не о 800 млн, а примерно о 200 млн рублей. На всех кредиторов опять не хватит. Есть вариант решить вопрос не денежным путем, за счет продажи кредиторам части активов. В частности, рассматривалась продажа крупного карьера инертных материалов в Надеждинском районе. Этот актив способен сразу генерировать денежный поток, что выгодно кредитору. Правда, эта идея не нашла поддержки, вопрос задробили на уровне вице-губернатора, посчитав карьер стратегическим. Возможно, этот вариант вновь всплывет, если компании откажут в бюджетных деньгах…
По некоторым оценкам, прежде чем разбрасываться деньгами налогоплательщиков, стоило бы пристальнее присмотреться к истории кредиторской задолженности «Примавтодора». Существенная доля долгов сформировалась у госкомпании перед рядом компаний, аффилированных с бывшим генеральным директором Виктором Корочиным. До недавнего времени эти долги оценивались почти в 300 млн рублей. Как считают наблюдатели, сегодня ясно, что финансовая задолженность «Примавтодора» была создана по известной схеме — через перевод государственных средств в небольшие частные компании, как оплата нарядов на услуги по завышенным ценам. Как утверждают лица, знакомые с финансовыми документами «Примавтодора», есть доказательства халтуры, документально подтверждающие искусственно надутую кредиторскую задолженность. Это, однако, не мешает кредиторам бескомпромиссно через суды добиваться погашения своих претензий.
Для налоговой инспекции и пенсионного фонда неважно, откуда в компанию придут деньги, — субсидия это, или выручка за выполнение работ, или кредит, если он зачислен на расчетный счет, — деньги будут списаны в счет погашения задолженности. Свои требования в суде отстаивают и другие кредиторы. Если бюджет не даст денег, а текущих на всех не хватит, нас пугают банкротством «Примавтодора». Хотя в этом может быть выход, считают наблюдатели. Банкротство, если его рассматривать в позиции мировой практики, а теперь применяемой и в России, на самом деле — не потеря компании, а каникулы, мораторий на выплату кредиторской задолженности. В данном случае, по оценке некоторых экспертов, «Примавтодор» в случае добровольного объявления себя банкротом, ждет санация. Она не помешает привлекать кредиты, вести операционную деятельность и рассчитываться с долгами. К тому же эту процедуру можно прекратить в любой момент, отозвав заявление о признании компании банкротом.
Ходят разговоры о возможной частичной приватизации «Примавтодора». На это в свое время ни за что не соглашался бывший губернатор Сергей Дарькин. Слишком крупная, многофилиальная и трудноуправляемая это компания. По признанию специалистов, чтобы ее реформировать, нужны революционные меры. К концу декабря может быть ясно, кто из лоббистов окажется сильнее.

Добавить комментарий