В конце 2013 года будет построено первое грузопассажирское судно для Камчатского края
— Юрий Николаевич, теперь забота о «главных воздушных воротах» Камчатки легла на плечи краевых властей. Что это событие означает для региона? По карману ли краю содержание авиапредприятия?
— По моему мнению, хорошо, что это авиапредприятие перешло в собственность края. Его самолеты и вертолеты летают здесь, и никто лучше нас — жителей Камчатки, людей, которым доверили управлять всем этим, не поймет, что нам нужно. Если предприятие является федеральной собственностью и подчиняется Москве, то зачастую и решения, касающиеся стратегии его развития, принимаются на другом уровне, не совсем те, которые должны приниматься. Мы должны сами понимать, сколько самолетов, вертолетов нам нужно, какие рейсы лучше делать, какие нет.
Сейчас ведется изучение имущественного комплекса ГУП КАП, предстоит аудит его финансово-экономический деятельности. Мы должны хорошо разобраться в состоянии предприятия, для того чтобы принять правильные решения по его дальнейшему успешному функционированию и развитию, сохранить все то хорошее, что есть на сегодняшний момент, сохранить кадры. Ведь Камчатское авиапредприятие — это большой трудовой коллектив, около 1000 человек, которые в основном являются высококвалифицированными специалистами.
Отдельная и очень важная тема — это состояние имеющегося авиапарка, который насчитывает в общей сложности 15 единиц: 11 самолетов различных типов и четыре вертолета Ми-8. Некоторые самолеты, может быть, и староваты, самые-самые «древние» — 80-х годов выпуска. Но все они имеют продленный летный ресурс, который, например, позволяет самолету Як-40 летать до 2018 года. Ан-26 могут эксплуатироваться до 2022-25 годов, три L-410 вообще построены в 2010-м, их можно без проблем эксплуатировать еще много лет. На фоне других дальневосточных регионов в плане малой авиации мы смотримся еще неплохо, у некоторых и такого нет.
Необходимо отметить, что уже сейчас нас не удовлетворяют возможности нынешнего аэровокзала, вообще всей инфраструктуры по обслуживанию пассажиров. Имеющиеся возможности крайне недостаточны для увеличения пассажиропотока, создания цивилизованных форм обслуживания пассажира начиная с его прибытия в аэропорт и до попадания на борт самолета.
Эта реальная нерадостная картина должна быть изменена в самое ближайшее время. В настоящий момент мы активно прорабатываем возможность строительства нового аэровокзального комплекса, привлечение инвесторов, что в итоге должно создать современные условия для жителей и гостей Камчатки, увеличить пропускную способность на внутренних рейсах до 600 пассажиров в час, на международных рейсах — до 150 человек в час. В планах строительство современного гостиничного комплекса, в котором будут предусмотрены условия для размещения и обеспечения всем необходимым пассажиров задержанных рейсов. Ведь для Камчатки это очень актуально, учитывая наш капризный климат.
— Но авиапарк предприятия все-таки будет модернизирован? Какие самолеты предполагается закупить для Камчатки?
— Этот вопрос крайне важен, и его решению будет уделяться особое внимание. В настоящий момент нами прорабатывается возможность приобретения одного вертолета и одного самолета, которые должны поступить в распоряжения ГУП КАП уже в 2013 году. Есть планы по обновлению самолетного и вертолетного парка и на последующие годы, в том числе в грузопассажирском варианте, который не в ущерб комфортности перевозки пассажиров позволит брать на борт несколько тонн грузов.
— 12 сентября при заходе на посадку в аэропорт поселка Палана на севере полуострова потерпел катастрофу самолет Ан-28, принадлежавший ФГУПКАП. В той трагедии погибли десять человек, четверо пассажиров получили тяжелые травмы. Руководитель Росавиации Александр Нерадько назвал наиболее вероятной причиной авиакатастрофы заход на посадку «не по схеме ради экономии времени». При этом он подчеркнул, что подобные нарушения систематически происходят на Камчатке. К тому же судебно-медицинская экспертиза установила, что в крови пилотов Ан-28 в момент происшествия содержался алкоголь. Какие выводы сделали после этой катастрофы?
— Не могу сказать и не скажу никогда о некомпетентности пилотов. Летчики у нас на Камчатке довольно высокого класса. Малая авиация требует очень много личного участия в процессе, детально знание сложной местности и т.д. На мой взгляд, к трагедии привела обычная привычка, излишняя самоуверенность что ли, понадеялись на опыт… Да, конкретные нарушения есть, они зафиксированы в материалах расследования, но я не имею права их обсуждать до тех пор, пока Росавиация не сделает своего окончательного вывода. По предварительным результатам, на авиапредприятии уже отстранено несколько руководителей, в том числе руководитель инспекции по безопасности полетов. Выводы сделаны, во всех аэропортах Камчатки усилен контроль за соблюдением требований безопасности полетов, все руководители, летный состав, авиадиспетчеры получили четкие указания. С учетом того, что «Камчатское авиапредприятие» перешло в краевое ведение, вопросы безопасности авиаполетов в регионе поставлены местными властями во главу угла.
Отмечу, что безопасность и комфорт авиаперевозок зависят не только от летного парка, но и от состояния взлетно-посадочных полос, рулежных площадок, всего аэродромного хозяйства, по-прежнему остающегося в федеральной собственности. В этом году подрядчики приступили к реконструкции взлетно-посадочной полосы №1 в аэропорту Петропавловска-Камчатского. Она была выведена из эксплуатации еще в 1978 году. Вопрос о реконструкции этой взлетно-посадочной полосы решался почти 20 лет. Положительного решения удалось добиться лишь в августе прошлого года, после встречи губернатора Камчатского края Владимира Илюхина с тогда еще премьер-министром России Владимиром Путиным. Завершение реконструкции запланировано на 2014 год. После этого полоса будет принимать практически все типы воздушных судов и отвечать всем требованиям воздушных перевозок.
Реконструкция полосы №1 — это первый этап реконструкции объектов федеральной собственности в аэропорту Петропавловска-Камчатского. На следующий год запланировано строительство водно-дренажной системы, очистных сооружений, рулежных дорожек, аварийно-спасательной станции, перрона. В общей сложности на реконструкцию аэродрома за счет средств федерального бюджета будет направлено 11 млрд 367 млн рублей.
По этой же федеральной программе будут реконструированы и другие аэродромы Камчатки. Так, в аэропорту поселка городского типа Палана вместо грунтовой будет обустроена асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса, принимающая все типы самолетов, которыми располагает ГУП «Камчатское авиапредприятие». Госконтракт по реконструкции этой полосы заключен с предприятием «Спецстрой России». Стоимость проекта — 925 млн. руб, период строительства — 2013-14 годы. В планах — реконструкция аэродромов в поселках Никольское на одном из Командорских островов — острове Беринга, Оссора и Тигиль. Причем проектно-сметная документация, касающаяся Никольского, практически готова, госэкспертиза по ней завершится в январе 2013 года. Общая стоимость этого проекта — 856 млн руб.
— А как вы оцениваете инцидент с L-410, принадлежащим «Камчатскому авиапредприятию», который этой осенью застрял в грязи в аэропорту села Запорожье Усть-Большерецкого района? Этот самолет стали вызволять из грязевого плена за шасси с помощью автомобиля «Урал» и изрядно повредили технику. Насколько часты такие случаи?
— Я бы сказал, что этот инцидент какое-то «ноу-хау» для Камчатки, абсолютно нехарактерный курьез. То, что самолет застрял в грязи — обыкновенное разгильдяйство, человеческий фактор. Виновные уже наказаны. Других таких случаев я не припомню.
— Один из самых больных вопросов для Камчатки — транспортная доступность региона. Добраться до «большой земли» можно лишь самолетом, но цены на авиабилеты на материк просто запредельные. Как решается этот вопрос?
— Межрегиональные авиаперевозки на Камчатке, как и для других дальневосточных регионов, субсидируются по федеральной программе. Это маршруты из Петропавловска-Камчатского во Владивосток, Москву, Санкт-Петербург и обратно. Тарифы снижены для молодых людей в возрасте до 23 лет, а также для женщин от 55 лет и старше и мужчин от 60 лет и старше. Под льготные цены на авиабилеты также попадают инвалиды 1-й категории, дети-инвалиды и лица, их сопровождающие. Власти Камчатки уже подали предложения, чтобы расширить список граждан, попадающих под эту программу, и увеличить количество направлений, в частности на Хабаровск, Красноярск и Новосибирск. Это действительно больная тема для региона. Мы живем в условиях, приравненных к Крайнему Северу, и, конечно, жителям Камчатки летом хочется вывезти детей к солнышку, съездить в отпуск самим. А билет на самолет до Москвы в разгар сезона в экономическом классе стоит 50-60 тысяч рублей. Эту проблему надо решать на федеральном уровне.
— По карману ли для жителей Камчатки авиабилеты на внутрирегиональные рейсы?
— Сейчас тарифы на пассажирские авиаперевозки внутри региона субсидируются из краевого бюджета, и уходить от этой практики мы не собираемся. В 2012 году на эти цели в краевой казне было заложено 342 млн рублей, за эту цифру мы «выпрыгнули», но ведь главное, что народ летает — отбоя нет. В отличие от прошлых лет, когда люди не могли выбраться из своих поселков. Судите сами — если экономически обоснованный тариф билета на самолет из Петропавловска-Камчатского до пос. Никольское составляет 22 тыс. 850 рублей, то, после субсидирования такой билет стоит 4 тыс. 750 руб. Экономически обоснованный тариф на вертолет Ми-8 из Паланы в Петропавловск-Камчатский — 39 тыс. 400 руб., но по пассажирскому льготному тарифу люди могут добраться в краевой центр на вертолете за ту же цену, что и на самолете — за 6 тыс. 740 руб. И таких субсидируемых направлений внутри Камчатки — десятки. Наша задача — сделать так, чтобы люди, живущие в глубинке, не чувствовали себя оторванными от мира и знали, что могут рассчитывать на поддержку властей.
— Гораздо дешевле воздушного обходится морской транспорт. Но вот уже более 20-ти лет на Камчатке нет морского пассажирского сообщения не только с материком, но и внутри региона — вдоль побережья огромного полуострова. Когда пассажирские перевозки возобновятся, что для этого делают власти?
— Разработана долгосрочная краевая целевая программа «Организация морских грузопассажирских линий по побережью полуострова Камчатка», по которой предусмотрено строительство двух грузопассажирских судов для региона. В настоящий момент ведется работа по выбору судостроительного предприятия, по определению проекта судов ледового, а может быть, и усиленного ледового класса, грузовместимостью до 200 тонн. Они должны быть порядка 70 метров длиной и рассчитаны на 50 пассажиров. Такие параметры оптимальны для нас. По конкурсу выберем лучшего из подрядчиков. Предполагается, что новые суда будут максимально адаптированы к условиям Камчатки, смогут заходить в любой из наших портопунктов, иметь неограниченный район плавания, соответствовать всем международным конвенциям. Первый из таких теплоходов стоимостью немногим более 300 млн рублей мы рассчитываем получить уже в конце 2013 — начале 2014 года. Этот теплоход будет называться «Василий Завойко», в честь первого губернатора Камчатки, руководившего обороной Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры в 1854 году.
Пассажирские суда однозначно будут востребованы, они будут осуществлять регулярные перевозки вдоль восточного и западного побережий полуострова, доставлять людей и грузы в прибрежные поселки. Стоимость билетов пока назвать нельзя, но, учитывая, что морские перевозки являются наиболее дешевыми, тариф на них будет гораздо меньше, чем на самолет, а тем более вертолет. Сейчас этого не существует, пассажиров возить нечем. Чтобы добраться морем в какой-нибудь поселок, люди подчас нелегально просятся на рыбацкие или грузовые суда. Если капитан такого судна соглашается их взять, то он идет на нарушение закона. Ведь перевозя людей на теплоходе, непредусмотренном для этого, он подвергает риску их жизни.
Совершенно новая практика для Камчатки — это эксплуатация судов на воздушной подушке. Два таких амфибийных вездехода «Арктика 2ДК», построенных в Омске, уже в январе 2013 года придут к нам в регион. Они вмещают по 14 пассажиров. Для начала попробуем пустить одно из таких судов по маршруту Петропавловск-Камчатский — Вилючинск. Этот военный городок находится недалеко от краевой столицы — на другом берегу Авачинской бухты. Многие военные живут в Петропавловске-Камчатском, а ездят на службу в Вилючинск, и наоборот. Много жителей Вилючинска ездят на работу в краевой центр. По суше в объезд им добираться под 70 км в один конец. А на «Арктике» через бухту 10 минут, и вы на месте. Для этого в планах приобрести еще две «Арктики» повышенной пассажировместимости, по 50 человек. Предугадываю, что если запустим и раскрутим линию Петропавловск-Камчатский — Вилючинск, то 14 мест для этого маршрута будет очень мало. Но, в первую очередь, суда на воздушной подушке будут эксплуатироваться на севере края, где очень нужна высокопроходимая техника, способная двигаться по воде, суше, болотам и тундре.
Возобновление пассажирских перевозок в крае напрямую связано с современным зданием морвокзала, строительство которого началось в этом году в Петропавловске-Камчатском. Его финансирование ведется по федеральной целевой программе и составляет 469,5 млн. Заказчиком является Федеральное агентство морского и речного транспорта. Предполагается, что новое здание будет возведено в течение двух лет. Там разместятся таможенный пост и пункт пропуска через государственную границу РФ. Расчетная вместимость нового здания составляет 200 человек, пропускная способность пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации — 200 чел/час. Новый морвокзал станет морскими воротами Камчатского края. Правительство будет внимательно следить за ходом его строительства, за соблюдением качества работ.
— Обеспечен ли регион грузовыми морскими перевозками?
— Сейчас по побережьям Камчатки ходят две самоходные накатные баржи — «Сосновка»-1 и «Сосновка»-2, которые Камчатский край получил в конце 2011 года от судостроителей Сосновского судостроительного завода, что в Кировской области, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Суда эти построены по уникальному проекту, который разрабатывался специально для условий Камчатки. «Сосновка»-1 и «Сосновка»-2 имеют длину 42 метра и грузоподъемность 250 тонн, предназначены для перевозки генеральных и навалочных грузов, контейнеров, колесной и гусеничной техники. Причем только наши пароходы могут, в силу своих конструктивных особенностей, вести выгрузку способом так называемой «осушки», оставаясь на мели после отлива.
Помимо этих достоинств эксплуатация таких судов в течение года показала их экономическую эффективность. Так, согласно рассчитанным тарифам, перевозка продуктов питания на «Сосновках» практически в два раза ниже, чем у других перевозчиков. Грубо говоря, 6 и 12 рублей. На перевозку генеральных грузов и техники у нас тариф примерно на 15-20% ниже, чем у коммерсантов. Безусловно, такой подход экономически выгоден. Построены еще два судна такого класса — «Сосновка»-3 и «Сосновка»-4, они уже идут на Камчатку, и мы их с нетерпением ждем, поскольку двух «Сосновок» явно недостаточно для того, чтобы решить проблему морских грузоперевозок в регионе.
В федеральную программу заложено строительство для Камчатки еще шести таких барж разной грузоподъемности — от 250 до 60 тонн. Их можно будет эксплуатировать в бухтах на севере региона в районе поселков Тиличики, Оссора и других. Если все пойдет по плану, то до 2018 года у нас будет 10 самоходных барж типа «Сосновка». В результате этого большинство грузов в отдаленные населенные прибрежные пункты края будут доставляться по относительно низким ценам, а значит, и товары на прилавках в северных поселках должны подешеветь.
— На несколько ближайших лет запланирована масштабная реконструкция камчатских дорог, на которую пойдут многие миллионы казенных рублей. Где гарантии, что работа будет выполнена качественно и покрытия хватит надолго?
— Гарантия тут одна — надежность организаций, которые выполняют эти работы. Например, в 2010-2012 годах было реконструировано около 60 км трассы Петропавловск-Камчатский — Мильково, одной из самых важных и загруженных дорог на юге полуострова. Прошедший период их эксплуатации показал, что сделаны они качественно. Ничего не отвалилось, не провалилось. Правда, есть трещины, с нашим климатом никуда от этого не денешься. Но это не провалы, не дыры, не развал асфальтобетонного покрытия. Дорога нормальная, она держится.
В следующем году мы продолжим реконструкцию этой трассы, а также автозимника продленного действия Анавгай — Тигиль — Палана общей протяженностью 435 км, со строительством 4-х мостов на участке км 308 — км 415, самый большой из которых — около 140 метров — через реку Матёрая. Хочу отметить, что на финансирование строительства только этого участка до конца 2013 года из федерального и краевого бюджетов будет направлено 1,156 млрд рублей. Это вообще уникальный проект для Камчатки, имеющий огромное социально-экономическое значение для развития Корякского округа. Представьте, по окончании строительства мы получим так называемое «сквозное» устойчивое транспортное сообщение от Петропавловска-Камчатского через Мильково и Анавгай до самой Паланы. Уйдем от водных и ледовых переправ, повысится доступность этого района полуострова, создадим еще один альтернативный транспортный канал, который наряду с развитием морских и авиационных перевозок обеспечит устойчивое сообщение с югом Камчатки, с краевой столицей.
— В этом году был открыт мост через реку Камчатка, связавший Усть-Камчатский район с остальной территорией края. Насколько он важен для жителей полуострова?
— Раньше в том районе была водная переправа. Ходил буксир с прикрепленной к нему баржей. Люди приезжали заранее и занимали очередь, чтобы попасть на другой берег самой большой реки полуострова. На баржу можно было погрузить не более двух-трех автомобилей. Причем буксир курсировал только в светлое время суток, а весной и осенью, во время ледостава и ледохода, жители Усть-Камчатского района и вовсе оставались отрезанными от внешнего мира. Теперь там стоит современный мост, который связывает порядка 14 тыс. жителей Усть-Камчатского района с «большой» землей. Это действительно очень хороший, современный мост, самый протяженный в крае — его длина 445 метров. Его строительство обошлось федеральному бюджету почти в два млрд рублей, он рассчитан на 8-балльное землетрясение. При его строительстве использовались самые современные материалы. Этот мост — четвертый в России, возведенный по такой технологии, на Дальнем Востоке ему нет аналогов. Он был построен всего за три года.
Этой осенью началось строительство мостовых переходов на другом участке реки Камчатка, в поселке Ключи. Здесь предполагается возвести сразу три мостовых перехода общей протяженностью 565 метров. Кроме этого, будут обустроены подъездные пути, построено и заасфальтировано в поселке Ключи около 1,5 км дорог, установлено уличное освещение. Когда эти мосты будут построены, мы окончательно уйдем от переправ на трассе Петропавловск — Мильково — Ключи — Усть-Камчатск и обеспечим круглогодичное автомобильное сообщение между краевым центром и Усть-Камчатским районом. Соответственно, там вырастет и транспортный поток. Стоимость этого проекта около 2 млрд 100 млн рублей.
— На Камчатке недавно состоялся конкурс на пассажирские перевозки между муниципалитетами, по итогам которого за предприятиями-победителями были закреплены маршруты. Станут ли теперь пассажирские автомобильные перевозки внутри региона безопаснее?
— Безусловно. При определении победителей мы, в первую очередь, смотрели, насколько хорошо предприятие-перевозчик зарекомендовало себя в работе. Еще одним из критериев проведения конкурса был возраст автобусов.
Следующая проблема, которую мы намерены решить — это наведение порядка с перевозками жителей края такси, организация внутримуниципальных перевозок пассажирским транспортом.
— Вы имеете в виду обилие в Петропавловске-Камчатском водителей-гастарбайтеров?
— Совершенно верно. Даже официальные фирмы такси берут на работу водителей-нелегалов. То же касается и водителей автобусов. Однозначно считаю, что водитель должен быть опытным, имеющим все необходимые категории, опыт вождения такси, автобуса, опыт перевозки людей. И навыки вождения в условиях Камчатки. Там транспортные потоки совсем другие. У нас же уникальные природные условия, сложный рельеф. Водитель, который тут жил много лет, знает, что такое Камчатка, как иногда бывает скользко, в отличие от товарища из южных республик. К тому же это еще и рынок труда, который мы должны отдавать нашим местным жителям, среди которых явно не хватает водителей нужной категории. Это проблема профессионально-технического образования, которому больше 20 лет не уделялось внимания. У нас много экономистов, юристов, но, к сожалению, не найти хорошего сварщика, так же как и квалифицированного водителя. Ну, не учили. Ситуацию надо исправлять, раскручивать, рекламировать рабочую профессию, которая будет востребована всегда. Сейчас разработана краевая программа по стимулированию обучения водителей из числа местных жителей, и за счет регионального бюджета будем оплачивать их подготовку.
Помимо этого, хочу отметить, что правительством края уделяется особое внимание безопасности дорожного движения, безопасности пешеходов и пассажиров, наведению порядка на дорогах. В этих целях разработана и утверждена краевая целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Камчатском крае на период 2013-2014 годов», в которой содержится целый ряд мероприятий. Нужно сказать, что на эти цели предусмотрено израсходовать из краевого бюджета около 87 млн рублей. Для сравнения можно сказать, что ранее имевшаяся аналогичная программа повышения безопасности дорожного движения на период 2010-2012 годы предусматривало финансирование в размере всего 6,588 млн рублей.
адача властей — сделать так, чтобы все пассажирские перевозки в крае — морским, воздушным, автомобильным транспортом — были доступны, безопасны и комфортны для жителей и гостей Камчатки.
Добавить комментарий