Top.Mail.Ru

8 НОЯБРЯ В ПОЛДЕНЬ НА ГОРОДСКОМ КЛАДБИЩЕ КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ СОСТОИТСЯ ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛА СУДОСТРОИТЕЛЯМ, ПОГИБШИМ ГОД НАЗАД ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ПОДЛОДКИ «НЕРПА»

nerpaКОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 05 ноября 2009 г. ДВ-РОСС. Государственные испытания атомной подводной лодки «Нерпа» намечены на 15 ноября. Между тем, выводы комиссии, занимавшейся расследованием прошлогоднего до сих пор не обнародованы, на них поставлен гриф «Совершенно секретно» и документы закрыты.
Год назад город Юности был потрясён известием о гибели во время заводских испытаний подводной лодки 12 земляков. Прошло время, но эта боль, эта рана не заживает. В преддверии трагической даты этот разговор с представителями руководства Амурского судостроительного завода (ОАО «АСЗ»).
— Корабль нельзя ругать – он как живой, и он ни при чем. Лодка в ходе дальнейших испытаний зарекомендовала себя с лучшей стороны, — отметил Анатолий Павлович ЗИНОВЬЕВ, начальник отдела испытаний АСЗ, вернувшийся только что из приморского Большого Камня.
— «Нерпа» управляемая и хорошо слушается. Корабль есть корабль, чему его научишь, так он и работает, – добавил главный инженер ОАО «АСЗ» Александр Михайлович МЕРИНОВ.
Для этих людей «Нерпа» – не просто атомная подводная лодка. Это часть их жизни и судьбы, надежда на возрождение родного завода.
— Анатолий Павлович, понятно, что мы не имеем права для выводов, пока идёт официальное расследование. Но, тем не менее, Вы были на субмарине в момент аварии, участвовали во всех её испытаниях и уже сегодня можете дать оценку техническому состоянию корабля.
— Техника работала и работает как полагается. Лодка эта хорошая, правда, хорошая. Во время испытаний мы на ней «бегали» до тридцати двух узлов, иногда мне казалось, что и все тридцать пять выдавали – это почти семьдесят километров в час.
— Какие-то изменения в системы корабля были внесены?
— Изменён только алгоритм управления системой пожаротушения.
— Была информация, что Гробов, который привёл систему пожаротушения в действие, по-прежнему работает в Большом Камне на одном из кораблей.
— Он был даже одно время в нашем экипаже. Но когда мы подошли к этапу подготовки к очередному выходу в море, то потребовали от командира, чтобы его убрали. Гробова перевели служить на Камчатку.
— Значит, по Вашему мнению, всё-таки человеческий фактор сыграл губительную роль?
— Перед первым выходом в море после аварии мы запросили прокуратуру, чтобы экипажу всё-таки объяснили, что произошло и что послужило причиной трагедии – человеческий фактор или техника.
Нам ответили, что непосредственно перед выходом нам всё разъяснят. Но потом приехал человек из Москвы и сказал одно: идите в море спокойно, всё у вас хорошо. Многие тогда злились на ситуацию, не на корабль, а на ситуацию. Поэтому первый выход в море после аварии был очень важный – по сути, многие пережили психологический перелом. Люди сходили в море и, вернувшись, уже были готовы идти вновь.
— Александр Михайлович, сейчас из тех людей, которые были в момент аварии на субмарине, сколько человек остались в сдаточной команде?
— Практически все те же самые люди и остались. Добавились только специалисты взамен погибших. Слава Богу, никто не дрогнул. Даже пострадавшие, после реабилитации, вновь вернулись на рабочие места.
— Когда начнутся, и сколько будут длиться государственные испытания?
— Сейчас лодка готовится к государственным испытаниям. Устраняются небольшие замечания, которые были получены в ходе заводских ходовых испытаний. Этот этап называется предъявлением лодки госкомиссии перед выходом на госиспытания. Представители госприёмки изучают документацию, технику, и если всё их устроит, то разрешат выход в море. Госиспытания намечены на 15 ноября. Обычно они длятся две недели. На лодке никаких неразрешимых вопросов нет.
— Однако по-прежнему нет официальных ответов на вопросы: что явилось причиной в сбое электроники? Был ли на лодке пожар? Виновен ли названный нам матрос во всём произошедшем? И как сделать, чтобы ничего подобного никогда больше не повторилось?
— Ответственно заявляю, что пожара на лодке не было, — подчеркнул несколько раз в ходе беседы А.П. Зиновьев. Даже в завершение разговора начальник отдела испытаний взял блокнот журналиста «Дальневосточного Комсомольска» и твёрдой рукой вывел: «Пожара не было» и поставил свою роспись.
— Если бы на лодке был пожар, тогда случилась бы катастрофа, – втолковывал Анатолий Павлович. – Ещё неизвестно, испарился бы газ, который пролился в отсеки, или нет. Неизвестны его огнегасящие свойства. А так субмарина дошла до базы своим ходом.
В отсеке после аварии серьезных повреждений не было, только повсюду были разбросаны портативные дыхательные аппараты, патроны регенерации к ним и всё. Помещение долго потом проветривали. Хотя уже на вторые сутки на ГКП вахтенные находились без средств защиты органов дыхания.
— Почему тогда потребовалось почти два миллиарда рублей на восстановление лодки?
— Фреон необходимо было заменить, провести ревизию всего оборудования, отмыть его и все помещения отсека. Вскрывать приходилось все покрытия: жидкостью были залиты кабели и палуба. Это вещество попало и на пульты управления. Потребовала серьезных затрат и переподготовка всей сдаточной команды, а это практически двести человек. Изменилась сама система подготовки, она стала ещё более тщательной. Таким образом, сложилась достаточно серьезная сумма – 1 миллиард 900 тысяч рублей. Мы эту цифру перед Минобороны защищали.
— Александр Михайлович, к Вам ещё один вопрос по огнегасителю, который был заправлен в систему пожаротушения. Чем закончилось расследование?
— Экспертиза нам подтвердила ещё раз, что был заправлен тетра-хлорэтилен на 66 процентов вместо полагающегося фреона 114 В2.
— Анатолий Павлович, в прошлом году обещали к 14 ноября обнародовать выводы комиссии, занимавшейся расследованием ЧП на лодке. Неужели результатов до сих пор нет?
— Комиссия закончила свою работу, но на акте поставлен гриф «Совершенно секретно» и документы закрыты. У нас на заводе акта нет. Насколько нам известно, экземпляры этих актов находятся в Министерстве обороны и в прокуратуре, которая проводит дополнительную работу. Причем образованы ещё несколько групп, которые проверяют работу предыдущих комиссий. Как прозвучало в сообщении службы информации и общественных связей ТОФ, более 60 военных моряков Тихоокеанского флота России получили государственные награды за спасение людей с атомной подлодки «Нерпа». Анатолий Павлович Зиновьев подтвердил, что награждены и военные моряки из экипажа субмарины. Остается открытым вопрос по наградам заводчанам…
Елена АСТАШОВА

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика