Эксперты посоветовали бороться с ядерной программой КНДР с помощью зарубежных радиопередач
Международное сообщество сегодня как никогда обеспокоено тем, что происходит за закрытыми дверями КНДР. В связи с ядерными испытаниями и ракетными запусками, проводимыми правительством Северной Кореи в последние месяцы и годы, общественность пытается достучаться до КНДР хотя бы через СМИ, сообщает CNews.
По мнению американского эксперта и сотрудника ведомства, управляющего иновещанием в International Broadcasting Bureau США, Кима Эллиотта (Kim Elliott), американские станции «Голос Америки» и «Радио Свободная Азия» не должны сокращать свои объемы программ на Северную Корею, а мысли об экономии в вопросах вещания на эту страну неприемлемы. «Радио Свободная Азия» — это станция, финансируемая Конгрессом США. Она вещает на девяти языках народов Азии (включая китайский, корейский и тибетский) посредством коротких и средних волн, спутников, Интернета и FM в отдельных азиатских городах.
Международное вещание на Северную Корею стало столь критически важно, что этой темы коснулась в своей редакционной статье от 12 февраля 2013 года New York Times. Газета призывает Китай и США сотрудничать по срыву ядерной программы КНДР, а затем отмечает, что Соединенные Штаты должны больше инвестировать в «Радио Свободная Азия», чтобы народ Северной Кореи смог получать больше информации из внешнего мира.
Призыв New York Times о сотрудничестве Китая и США непосредственно перед упоминанием «Радио Свободная Азия» выглядит довольно необычно, учитывая, что КНР уже многие годы глушит передачи этой станции на китайском, кантонском, тибетском и уйгурском языках. Это же делает Северная Корея, но по отношению к корейской службе вещания «Радио Свободная Азия».
При этом необходимо отметить, что ранее подавление сигнала Северной Кореей было более слабым из-за ограниченных ресурсов страны. Тем не менее, в своем недавнем сообщении «Радио Свободная Азия» отметило, что северокорейские власти активизировали заглушку иностранных радиостанций с начала декабря 2012 года. Монитор станции, находящийся в городе Даньдун китайской провинции Ляонин, на границе Китая и КНДР, зафиксировал, что северокорейское глушение ранее носило спорадический характер из-за перебоев с электроснабжением и высокой стоимостью затрат, но стало непрерывным с 1 декабря 2012 года.
Аналитики отмечают, что даже широкие правительственные круги в Северной Корее имеют довольно искаженное представление о внешнем мире. Например, к Интернету без каких-либо ограничений в стране имеет доступ только несколько десятков верховных чиновников. Остальные граждане довольствуются принятой в Северной Корее разновидностью интранета — сетью Кванмён (Kwangmyong), в которой размещаются проверенные местные сайты (в основном официального характера) и некоторые зарубежные ресурсы (чаще всего научно-технической направленности), загружаемые работниками органов безопасности и носящие безобидный для властей КНДР характер.
Спутниковые антенны в Северной Корее запрещены, а радиоприемники должны быть настроены исключительно на частоты, на которых вещает «Центральное корейское радио». В случае, если гражданин привез своей радиоприемник из-за границы, он должен официально зарегистрировать его и отдать на переделку в органы безопасности. В ходе этой переделки приемник лишается возможности свободной настройки.
Несмотря на все ухищрения северокорейских властей, в этой стране есть большая аудитория слушателей иностранных радиопрограмм и зрителей зарубежных телепередач. Считается, что в период голода на стыке 1990-2000-х гг. несколько миллионов северных корейцев нелегально выехали на заработки в Китай. Они осуществили свое бегство через плохо охраняемую на этом направлении границу, так как все силы были брошены на укрепление кордона с Южной Кореей. Многие рабочие и торговцы со временем вернулись и привезли в КНДР большое количество дешевых китайских радиоприемников, которые не стали сдавать на регистрацию в органы госбезопасности.
Так зарубежные станции, впервые за всю историю существования КНДР, получили некоторую техническую возможность для формирования слушательской аудитории. Хранение незарегистрированного и непеределанного приемника в КНДР сейчас по-прежнему грозит тюремным заключением, однако в последнее десятилетие эта страна подвержена значительному влиянию коррупции. У северокорейского населения теперь есть возможность откупиться от надзирающих органов, что привело к некоторому смягчению нравов. Люди уже не так боятся слушать передачи из-за границы.
Американский эксперт Питер Бек (Peter Beck) полагает, что миллионы жителей Северной Кореи слушают зарубежные радиопередачи, транслируемые Соединенными Штатами, Японией и Южной Кореей. И эта аудитория постоянно растет. Мнение Питера Бека подтверждает доклад, подготовленный по заказу Государственного департамента США в мае 2010 года.
Доклад был основан на интервью нескольких сотен северокорейских граждан, которые покинули страну, нелегально выехав в Китай. 27% опрошенных сообщили, что находясь в Северной Корее, слушали передачи южнокорейской вещательной корпорации KBS, а также «Голос Америки» и «Радио Свободная Азия». В то же время 24% респондентов сообщили, что они, находясь в Северной Корее, принимали иностранное телевидение. В большинстве случаев речь идет о китайском и южнокорейском телевидении.
Столица Южной Кореи Сеул находится всего в 50 км от границы с КНДР, потому аналоговое вещание южнокорейских телеканалов давно и уверенно достигало большой части Северной Кореи. Южнокорейское телевидение смотрели на Севере, несмотря на глушение, осуществляемое КНДР и в отношении телесигнала, а не только радиопередач. Однако с 2013 года Республика Корея перешла на цифровое вещание, в то время как Северная Корея пока осталась в аналоге.
В ноябре 2012 года Мартин Уильямс (Martyn Williams) из американского Интернет-бюллетеня North Korea Tech, посвященного изучению научного и технологического потенциала КНДР, рассказал, что зрители Северной Кореи даже в период аналога сталкивались с несовместимостью формата телесигнала, принятого в обеих Кореях. В Южной Корее аналоговое телевидение использовало американский формат вещания NTSC, в то время как в КНДР принята европейская система PAL. Иначе говоря, для многих северокорейских зрителей, если они не могли использовать мультисистему совместимости сигналов, южнокорейское телевидение всегда оставалось черно-белым.
С переходом Южной Кореи на цифру простые северяне могут совсем потерять возможность принимать передачи с юга, считает Мартин Уильямс. Он отмечает, что Южная Корея приняла для цифрового вещания американскую систему ATSC, а Китай ввел свой собственный формат DTMB. Таким образом, китайские телевизоры, перемещаемые через северокорейскую границу, вероятно, не смогут принимать южнокорейские цифровые передачи.
Как говорят перебежчики из КНДР, попадающие в Республику Корея через третьи страны, зрители в Северной Корее особенно любят южнокорейские сериалы. Однако эти зрители, по утверждению бывших северокорейцев, при просмотре не верят, что все детали показываемого в сериалах богатого быта южан – правда. Ведь они сравнивают южнокорейскую продукцию с сериалами КНДР, где принято сильно приукрашивать повседневный быт.
Добавить комментарий