«Бал футуристов» провели во Владивостоке
В Приморском государственном объединенном музее имени Арсеньева прошел первый во Владивостоке «Бал футуристов». Организаторам бала удалось перенести его участников в начало XX века. Именно тогда один из основателей русского футуризма Давид Бурлюк приезжает на Дальний Восток, а через некоторое время открывает во Владивостоке театр-кабаре «Би-Ба-Бо». Об этом передает ДВ-РОСС.
«Мы решили помочь участниками общественного движения «Патриоты Приморья» в рамках фестиваля «Наш Владивосток» организовать бал. Бал, который бы отвечал какому-то важному историческому событию нашего города. Мы выбрали футуризм, поскольку Владивосток в свое время был небольшим культурным центром этого направления, — рассказала Ольга Афанасьева, одна из организаторов. — Мало кто знает, что знаменитый «Би-Ба-Бо», директором, которого был Давид Бурлюк, находилось в здании, буквально через дорогу от триумфальной арки и этого музея».
Здание музея на время превратилось в театр-кабаре XX века. Множество литераторов, художников, поэтов, музыкантов собрались на балу, посвященном одному из самых ярких моментов в истории Владивостока — прибытию футуристов. Молодые люди, изображая приморских модниц и щеголей двадцатых годов прошлого века, протирали каблуки в фокстроте, проигрывались в блекджек и покер, играли в модный в те времена карточный «Флирт», сообщает «Приморье»-24.
Молодые поэты примеряли на себя образ Маяковского, Блока, Гумилева, вдохновенно читая их произведения. Принимал гостей сам Давид Бурлюк (в исполнении молодого поэта Ивана Радаева), с его очаровательной женой Марией (роль которой сыграла Ольга Афанасьева).
Вы поедете на бал? Для корреспондентов «Приморской газеты» этот вопрос звучал скорее риторически, особенно, когда мы узнали, что это бал футуристов (последний раз он был во Владивостоке почти сто лет назад), на котором будут присутствовать Бурлюк, Маяковский и даже Хлебников! Машина времени нам не понадобилась: своеобразную реконструкцию событий с участием известнейших поэтов, музыкантов и иже с ними организовала молодежь из организации «Патриот Приморья». Времена, когда только-только отгремела революция, стали настоящим творческим всплеском в среде интеллигенции нашего города. «Бал футуристов» организовали в стенах музея имени Арсеньева с подачи знаменитого поэта Давида Бурлюка.
Если кто забыл, футуризм – это направление в литературе, а также авангардистские художественные движения в 1910-х — начале 20-х годов XX века в Италии и России. Поэта Давида Бурлюка, знаменитого модерниста, с подачи профессора Ажбе, известнейшего искусствоведа конца XIX — начала XX века, назвали «отцом футуризма». Не столько из-за его буйного, импульсивного характера, сколько из-за свойственной ему неуемной тяги ко всему новому, дерзко революционному в искусстве, а также из-за стремления стряхнуть пыль с замшелого академизма, за отрицание традиционной культуры.
Интервенция, мнимая политическая и эстетическая свобода во Владивостоке, отголоски бурных, происходящих в центральной России событий – все сложилось так, чтобы создать этот лагерь несогласных, готовых дать «пощечину общественному вкусу». Давид Бурлюк открывает во Владивостоке заведение — театр-кабаре «Би-Ба-Бо», которое жадно осваивают местные футуристы-художники, писатели, поэты, музыканты и просто чудаки.
В минувшую субботу молодежь Владивостока пришла в музей с той же целью: «побурлючить» и «пофутурить». По правде говоря, не только молодежь, на балу была замечена гостья — ветеран Великой Отечественной. Стилизация удалась, гости праздника старались поразить друг друга изысканностью и необычностью нарядов. А футурист Олег Кочмарин подошел к созданию своего костюма со всей тщательностью: на нем были белый кожаный пиджак «из будущего», огромные расклешенные белые штаны, которые прикрывают приспособление, похожее на ходули. Благодаря им парень «вырос» примерно до 2,5 метра.
— Это не совсем ходули, приспособление называется «джамперы», купить джампер можно здесь. Все просто – мне хотелось удивить людей. Очень атмосферно получается, когда человек может заглянуть прямо в душу человеку. Костюм мне шили на заказ, на всю работу ушло около двух недель.
О периоде конца 1910-х годов во Владивостоке у местных ученых крайне мало информации. Организаторы и участники бала связывались с авторитетными историками Приморья, чтобы понять, во что одевались и как себя вели футуристы, о чем они разговаривали на вечерах.
«Сегодня я исполняю роль Давида Бурлюка, организатора театра-кабаре «Би-Ба-Бо», очень символичного для нашего города места, — делится высокий участник в смокинге и с огромным пером на шляпе Иван Радаев. — Здесь же был организован и первый коллектив, который выпускал журнал-газету «Творчество». В то время Маяковский, Хлебников и Бурлюк исколесили всю Россию, заезжали в самые отдаленные уголки. Вместе они открывали подобные заведения, чтобы люди узнавали о новых направлениях в литературе и искусстве. Роль Бурлюка досталась мне в связи с тем, что мы хотели приблизиться максимально к историческим фактам. Маяковский все-таки был ниже Бурлюка, у которого, правда, был живот, который я еще не успел наесть, но щетину отрастить успел. Что касается костюма Давида Давидовича, то здесь мы несколько приукрасили. Несмотря на свой футуризм, он был достаточно строг: фрак, цилиндр, бабочка. Перо на шляпу мы уже добавили от себя, оно придает некоторый шарм».
По мнению Ивана, футуристы могли одеться в классическом для того времени вечернем стиле, но обязательным элементом был какой-либо акцент, например, желтая бабочка. У девушек своя манера – украшения с перьями и камнями на волосах, яркая или темная помада, тонкие черные стрелки в макияже глаз, платья прямого силуэта до колен, чулки на подвязках, танцевальные туфли на каблуках. Каждая стремилась внести в наряд свою изюминку, что было очень важно. Современные последовательницы не снизили планку: нашли невероятные костюмы для бала, выучили чарльстон, уан-степ и другие танцы.
Участники серьезно готовились к балу, изучали не только культуру, но и стихи, прозу, живопись, тезисы футуризма. Практически каждый из них сможет легко отличить эгофутуризм от его антипода — кубофутуризма. Кстати, современные футуристы сбрасывать с парохода современности представителей других литературных течений на вечере не стали — акмеисты, символисты, представители декаданса смогли сказать свое стихотворное слово.
Было бы ошибкой не обратиться к организатору и автору идеи бала, которым оказался студент второго курса, заместитель руководителя движения «Патриот Приморья» Александр Малышев:
— Это первый подобный бал во Владивостоке. Первоначально нам пришла идея организовать фестиваль, посвященный истории города, и выбор сразу пал на футуристов. В воскресенье мы провели вечеринку уже в советском стиле, а в понедельник у нас – открытие вставки молодых художников-авангардистов из Приморья и не только. Мы надеемся, что такие балы и выставки возродят интерес среди молодежи к истории, литературе, искусству.
Александр пообещал, что эксперимент продолжат. На июнь запланирован фестиваль, приуроченный к 400-летию дома Романовых и посвященный дню рождения Пушкина. Дадут бал в духе XIX века, на котором выступят чтецы, музыканты, танцоры.
Добавить комментарий